Возрастная периодизация

Страница 2

Краткую характеристику возрастов приводит и Августин (детство, отрочество, юность, мужественность, старость), но, в отличие от других авторов, он говорит о существовании «духовных возрастов», свойственных людям, растущим духовно, развивающим свой разум. Эти возрасты соответствуют «не количеству лет, а (внутреннему) преуспеянию». Встречаются и деления на два, три, четыре, пять, шесть и даже девять периодов.

В нашей отечественной науке длительное время была распространена классификация, предложенная Н.П. Гундобиным. В основу этой классификации положены некоторые биологические особенности растущего организма и выделяются следующие периоды:

1.Период внутриутробного развития.

2.Период новорожденности (2—3 недели).

3.Период грудного возраста — до 1 года.

4.Преддошкольный, ясельный возраст — с 1 года до 3 лет.

5.Дошкольный возраст — с 3 до 7 лет.

6.Период отрочества, или младший школьный возраст, — с 7 до 12 лет.

7.Подростковый возраст — с 12 до 15 лет.

8.Старший школьный возраст — с 14 до 18 лет у девушек и с 15— 16 лет до 19—20 у юношей.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. К первой группе относят периодизации, созданные по биогенетическому принципу, когда процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества, или периодизации, в которых этапы детства совпадают со ступенями системы обучения и воспитания детей.

Во второй группе периодизаций используется внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей (П.П. Блонский) или развитие детской сексуальности (3. Фрейд). П.П. Блонский в своей классификации выделял беззубое детство, молочнозубое детство, постояннозубое детство, предпубертатный и пубертатный периоды.

В третьей группе периодизаций выделяются периоды психического развития ребенка на основе существенных и не единичных особенностей этого развития. К этой группе относят периодизации Л.С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Для понимания жизненного цикла человека необходимо определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в следующей схеме возрастной периодизации:

Новорожденные 1—10 дней

Грудной ребенок 10 дней—1 год

Раннее детство 1—2 года

Первый период детства 3—7 лет

Второй период детства 8—12 лет для мальчиков

8—11 лет для девочек

Подростковый возраст 13—16 лет для мальчиков

12—15 лет для девочек

Юношеский возраст 17—21 год для мужчин

16—20 лет для женщин

Средний возраст:

первый период 22—35 лет для мужчин

21—35 лет для женщин

второй период 36—60 лет для мужчин

36—55 лет для женщин

Пожилые люди 61—75 лет для мужчин

55—75 лет для женщин

Старческий возраст 74—90 лет для обоих полов

Долгожители Старше 90 лет

В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов — с другой. В них главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Психико-педагогический эксперимент
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существ ...

Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru