Барьеры в педагогическом взаимодействии

Образование и воспитание » Барьеры в педагогическом взаимодействии

Страница 5

— лабильный — с резкой сменой настроения;

— астенический, со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью, склонностью к депрессиям;

— сензитивный — с обостренным чувством собственной неполноценности, повышенной впечатлительностью;

— психоастенический — высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;

— шизоидный тип, которому свойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;

— эпилептоидный, характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом, тоскливым настроением;

— паранойяльный (параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию, неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью;

— истероидный тип, характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием, притворством, лживостью;

— дистимный — склонный к депрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;

— неустойчивый — с легкой сменой настроений, склонностью подпадать под влияние;

— конформный тип характеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.

Отмечается, что чистые типы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Педагог как человек, прежде всего, должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности учеников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении.

Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, т.е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения. Педагогические затруднения первого направления заключены в самой деятельности. Согласно А.К. Марковой, это — трудности постановки и решения педагогических задач, выражающиеся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия, неучете прошлых ошибочных действий, недостаточной гибкости изменения и перестраивания задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функции. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся. Трудности педагогического воздействия, на личность обучающегося заключаются, прежде всего, в «неумении видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития». В результате обучающийся личностно не включается в общение, что вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта обеих сторон. В то же время А.К. Маркова подчеркивает, что трудности обучающей деятельности учителя определяются и объективными сложностями сочетания продуктивных, творческих и репродуктивных форм работы в учебном процессе, неумением, а иногда и нежеланием учителя преодолеть эти сложности.

В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова отмечали, что затруднения в обучающей деятельности могут быть вызваны, во-первых, тем, что один используемый способ никак не связан с другими; во-вторых, учитель использует несколько способов, не связанных между собой; в-третьих, применяемый метод обучения не соответствует возможностям обучающихся; в-четвертых, он не соответствует индивидуально-психологическим особенностям учителя (например, если активный, импульсивный, контактный учитель-экстраверт использует метод алгоритмизированного, пошагового контроля или если глубинный интроверт проводит деловую игру в форме блиц-решения).

Трудности воспитательного воздействия заключаются, прежде всего, в преодолении сложности сочетания: роли учителя и партнера общения; ненавязчивости, недирективности советов и умения «быть нужным» советчиком.

Педагогические затруднения этого направления связаны с неумением учителя (преподавателя) корректировать собственные действия в соответствии с собственными субъективными особенностями. Эти затруднения вызваны недостатком самоконтроля, самокоррекции (А.К. Маркова) как проявлением недостаточной личностной, предметно-профессиональной и деятельностной саморегуляции. Это выражается, в частности, в том, что у учителя «недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика и влиять на него, не умеет связать пробелы в обучении и воспитании учащихся с недостатками своей собственной работы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи
На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, ...

Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины
В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы: 1. Принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы. 2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся — УМК определяет целевую программу действ ...

Анализ ситуации в системе образования
Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует: · Единая программа для всех обучаемых Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru