Роль СМП как национальной транспортной коммуникации заключается в том, что этот путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связывающим звеном между западными районами страны и российским Дальним Востоком. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов Арктической зоны – Чукотки, островов арктических морей и ряда населенных пунктов побережья Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа – морской транспорт является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. Сегодня СМП – это единственный и экономически вполне реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, запасы которых по прогнозным оценкам уже в XXI веке станут едва ли не основной сырьевой базой России.
В перспективе до 2010 г. ожидается рост объемов морских перевозок за счет освоения и эксплуатации углеводородных месторождений, что обуславливает потребность и занятость морского флота – сухогрузного, нефтеналивного, ледокольного. В этот период при некотором снижении объемов вывозки медно-никелевой руды и лесных грузов произойдет значительный рост грузопотоков за счет увеличения перевозки файнштейна. В ближайшее время могут появиться экспортные грузопотоки нефти с Варандея за счет освоения месторождений Тимано-Печорской провинции (до 3 млн. т), а также с месторождения Приразломного в Печорском море – объемом до 2 млн. тонн. Прогнозируется рост перевозки газоконденсата из Обской губы с месторождений Ямбурга и северных районов Тюменской области. Ожидаются также большие объемы экспортных перевозок в Арктике в связи с освоением месторождений конденсата Бованенского и Харасавейского на Ямале.
Поляризация мирового рынка в северном полушарии планеты, в частности в Северной Атлантике и в северной части Тихого океана, определяет необходимость осуществления эффективных транспортных грузопотоков по трассе Северного морского пути и разработку комплекса торгово-экономических и правовых норм, определяющих промышленную и транзитную инфраструктуру на территории северных регионов – субъектов Федерации для российских и иностранных грузов и пассажиров через Северо-Запад России в зону Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономические и правовые нормы должны обеспечивать приоритетные права российских производителей и транспортных компаний в освоении природных богатств и обустройстве северных территорий или хотя бы не ущемлять их интересов.
Необходима разработка законов, защищающих интересы российских промышленности и флота, и протекционистская политика относительно российских судоходных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в северных регионах России. В новом подходе к решению экономических и социальных задач северных территорий заинтересованы администрации всех северных субъектов Российской Федерации, что определяет необходимость объединенных усилий в поисках путей их разрешения. Но обязательным требованием к эффективному освоению и развитию северных территорий России являются опережающие темпы строительства и развития транспортных коммуникаций, первоочередное место в которых принадлежит Северному морскому пути.
Первоочередными мероприятиями развития национальной экономики в Арктической зоне России являются укрепление в Арктике российских приоритетов и восстановление частично потерянных транспортного и экономических потенциалов, заключающихся в научно-практической разработке:
основных направлений государственной поддержки восстановления трансарктического Северного морского пути как основы перспективных внутренних и международных сообщений;
экономического обоснования "Мурманского коридора" транснациональной морской транспортировки продукции нефтепереработки и сжиженного ямальского газа арктических месторождений России для решения проблемы энергообеспечения Северо-Запада России, включая Мурманскую область, и расширения проблем экспорта этой продукции;
программы действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти северных регионов-субъектов Российской Федерации и хозяйствующих в Арктической зоне субъектов по комплексному использованию Северного морского пути и его использованию на коммерческой основе.
Развитие рынка транспортных услуг на Северном морском пути может быть обеспечено снижением транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков. Весь этот комплекс транспортных услуг может быть достигнут при разработке и формировании единой транспортной системы Арктической зоны России, обеспечивающей выбор оптимальной схемы доставки грузов; развитием деятельности экспедиторских фирм; проведением антимонопольных мероприятий путем организации конкурсов на поставку и завоз грузов и внедрением информационной системы по транспортным услугам на Северном морском пути.
Для определения возможных и оптимальных вариантов формирования и эффективного функционирования арктической морской транспортной системы, какой является Северный морской путь, необходима научная проработка вопросов инвестирования, тарифной политики, оплаты услуг, представляемых при плавании по трассам Северного морского пути, налоговой, таможенной и кредитной политики на Северном морском пути и совершенствование всей системы управления как главной северной транспортной магистрали России, способной обеспечить гарантированную и экономически эффективную перевозку возрастающих объемов грузов в минимальные сроки, с учетом социальных, оборонных, природоохранных требований, обеспечивающих национальную безопасность.
Статьи по педагогике:
Компьютерное и дистанционное обучение в школе
Программированное и компьютерное обучение в современной школе Программированное обучение — одно из недавних нововведений в дидактике. Его стали использовать только в начале 60-х гг. XX в. Связано это с развитием кибернетики. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, сп ...
Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, ...
Выявление уровня сформированности у старших
дошкольников культуры поведения
При реализации программы по формированию у старших дошкольников культуры поведения очень важно учитывать следующее: - При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаи ...