Имея представление о том, что такое учебная дисциплина, можно уже рассмотреть природопользование как учебную дисциплину более детально. Выделить специфические особенности данной дисциплины. Проследить связь между дисциплиной «Природопользование» и современным состоянием проблемы окружающей среды, а именно, как это отражается на содержании.
При рассмотрении глобальных тенденций загрязнения окружающей среды, изменчивости климатических факторов и воздействия неблагоприятных природных процессов, существует необходимость в разработке новой, экологически ориентированной стратегии развития общества и его хозяйства. Современное состояние проблемы требует именно эколого-экономического анализа взаимоотношений производства и окружающей среды, введения в экономическую теорию концептуальных положений и обобщений, выражающих причинно-следственные связи между экономическими и природными системами. С учетом глобальных тенденций загрязнения окружающей среды очевидна необходимость в разработке новой, экологически ориентированной стратегии развития общества и его хозяйства и, соответственно, разработки и внедрения новой учебной дисциплины «Природопользование» с учётом всех современных особенностей и изменений. Огромное значение в формировании нового современного мышления в отношении к природе имеет изучение общепрофессиональной образовательной дисциплины «Природопользование», которая рассматривает один из актуальных аспектов проблемы постиндустриального развития общества — объективная оценка состояния и оптимизация использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства. Учебная программа, исходя из приоритета сохранения природной сферы, рационального использования природных ресурсов для увеличения эколого-экономического потенциала страны, рассматривает комплексы, которые направлены на формирование экологического кругозора студентов в системе «общество – окружающая среда» для разных природных зон и типов геосистем. В учебной программе значительное место уделено рассмотрению охраны качества окружающей среды и экологических требований при размещении производства и эксплуатации природных объектов, формированию рынка природных ресурсов и управлению внешними эффектами, связанных с загрязнением окружающей среды.
Учебная дисциплина «Природопользование» построена с учетом основ государственной экологической политики России.
Природопользование представляет собой сложный и многосторонний процесс, а также сферу знаний, научных интересов. Наблюдения за Космосом и происходящими там процессами позволило получить новые знания - это природопользование в широком смысле. Живая природа использует ресурсы неживой природы для возможности своего существования, но в свою очередь, преобразуя поверхность планеты. В экосистеме Земли за сотни миллионов лет сложились достаточно тесные взаимосвязи между отдельными компонентами. Человек противопоставил себя природе в результате своей социальной организации. Люди, вооруженные техникой и стремящиеся к максимальному потреблению, стали самыми опасными живыми существами на планете Земля. Они не только уничтожают другие виды животных и растений, но и изобретают все более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др Изменение поведения человечества - это необходимость, которая приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и, в настоящий момент, и в гуманитарные. Таким образом, являясь сферой знания, природопользование находится на стыке естественных, общественных и технических наук. Как отрасль знаний, природопользование выделилось из географии и биологии (ее раздела - экологии) - наук. Основная задача природопользования – это оптимизация отношений между природными ресурсами, природными условиями и социально-экономическим развитием общества.
Статьи по педагогике:
Готовность педагогов к
осуществлению первичной профилактической деятельности употребления
психоактивных веществ
В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра ...
Педагогический дизайн мультимедийного урока
Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов. Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникаци ...
Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...