Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте

Страница 2

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно со­циально возмужалый человек, это личность, находящаяся на осо­бой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно всту­пить в отношения с окружающими и следовать в своих поступ­ках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать продуманные решения, со­вершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подро­сток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как ха­рактеризующийся личностной ответственностью.

Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся в социальной практике типы девиаций.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обще­стве правил, норм поведения, называют трудными или труд­новоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связан­ными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обу­чения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю­щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото­рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо­вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю­щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек­ватного учета средой особенностей его индивидуальности и про­являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут оче­реди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуально­му насилию;

— подростки, употребляющие наркотики и токсические сред­ства;

— подростки сексуально распущенного поведения;

— подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков ра­стет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлени­ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен­ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес­кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль­ного характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, харак­теризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчи­вый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Информационные технологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru