В чем заключается специфика педагогического общения

Образование и воспитание » Особенности педагогического процесса » В чем заключается специфика педагогического общения

Страница 1

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаимодействия, но и выступает как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение, реализуемое в ходе педагогической деятельности.

В рамках педагогической деятельности общение выступает как инструмент воздействия и обычные условия и функции общения здесь получают дополнительную нагрузку. Иными словами, процесс общения педагога и учащегося выступает как важная профессиональная категория педагогической деятельности .

Таким образом, педагогическое общение есть ключевой компонент педагогического процесса, в структуре которого выделяются содержательный, методический и социально – психологический компоненты, которые образуют внутреннюю структуру обучения и воспитания.

Можно с уверенностью утверждать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности обучения и воспитания. Для многих преподавателей очевидная истина: отношение к педагогу студенты и ученики часто переносят и на учебный предмет, который он преподает.

В педагогическом процессе взаимоотношения первичны, как первична материя, а затем на них строиться многосложная пирамида профессиональной подготовки.

В.А. Канн – Калик приводит результаты исследований среди мастеров производственного обучения системы профтехобразования, имеющих за плечами значительный производственный и незначительный опыт преподавательской деятельности. В результате его исследований были выделены специфические характеристики педагогической деятельности:

- меняющиеся обстоятельства деятельности, ее творческий характер, необходимость постоянно решать все более новые задачи;

- коммуникативная деятельность или педагогическое общение как непременный компонент педагогического труда;

- развитость голосового аппарата, речи, мимических возможностей и т.п.;

- необходимость управления своим психическим состоянием в общении с учащимися как профессиональное требование.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я - концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного эксперимента. Этот опыт, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что «Я - концепция» зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Методика проведения вводного инструктажа
В качестве основных в разделе следует определить и обосновать следующие вопросы: содержание проверки знаний и умений, с которыми учащийся приступает к уроку; содержание объяснений мастера; содержание личного показа мастера; последовательность изложения нового материала; методы ознакомления учащихся ...

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...

Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru