Анализ ситуации в системе образования

Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует:

· Единая программа для всех обучаемых

Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. Добавив к этому и то разнообразие профессий и возможностей, которые несет современный мир, то укатывание обучающихся в одинаковые банки сардин, явно не способствует их мышлению “вне коробки”.

· Актуальность преподаваемой информации

Современные технологии, знания, взгляды на мир меняются так быстро, что далеко не каждый преподаватель или специалист отрасли знаний способен уследить за темпом этих изменений, не говоря уже о способности объективно преподнести эту информацию.

· Осложненный доступ к современной информации

Классическая образовательная схема “по книжкам” примерно следующая. Попав на локальный рынок, издание появляется у специалистов, преподавателей. После изучения, литература может попасть в списки рекомендованной дополнительной литературы. В случае одобрения “высшим руководством” издание может попасть в список обязательной литературы.

Идея в том, что информация проходит слишком много этапов и узких мест, перед тем как попасть в поле видимости обучаемого.

· Свобода информации

На теме свободы информации сейчас подробно останавливаться не буду, тема глубокая и требует отдельного рассмотрения. Главная мысль в том, чтобы процесс образования конкретного человека был открытым и прозрачным для всех заинтересованных такой информацией. Начиная от родителей школьника, интересующихся чему и как учится их чадо, заканчивая работодателем отправившим, за свой счет, работников на курсы повышения квалификации или тренинг, который в свою очередь является потребителем результатов образовательного процессе и заинтересован в ее качественном уровне. Ведь не всегда по конечному результату знаний ученика, оцененному экзаменами, можно объективно оценить его знания и навыки, полученные в процессе обучения. Поэтому качество образования напрямую зависит от доступности и прозрачности информации для всех участников образовательного процесса

· Конкурентные механизмы образования

Хотя система образования функционирует в среде рыночной экономики, сама она во многих аспектах лишена этих признаков, особенно на нижнем и основополагающем уровне - уровне обучающего курса. Если проводить аналогию между товаром, который вывела на рынок предприятие и курсом обучения, которое предлагает учебное заведение, то различий не должно быть. Хотя в реальности ситуация иная. В ситуации с продуктом, нас никто не может заставить потреблять некачественный продукт, в ситуации с учебным курсом ученик находится в определенной зависимости от ранее принятых решений руководителями образовательного процесса, что в большинстве случаев исключает возможность отказа от потребления данного учебного курса.

Резюмируя можно сказать, что отсутствие у системы образования совершенных механизмов саморегуляции, присущие рыночной экономики, является важным минусом такой системы.

· Отсутствие собственной мотивации

· Отсутствие альтернативной точки зрения

· Отсутствие ориентированности на практический результат

В связи с этими проблемами в системе образования РБ целесообразно применять учебно-методические комплексы, которые смогут приблизить решение проблемы качества образования.

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших школьников
По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной дея ...

Использование компьютерных моделей на уроках физики
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможнос ...

Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха­рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес­печить достижение требуемых целей обучения, если бу­дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru