Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

Образование и воспитание » Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе » Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

Страница 3

Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и взаимосвязанных блоков (см. Рис. 1).

Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, содержательным, организационным, результативным.

Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является:

формирование культуры устной и письменной речи;

овладение видами речевой деятельности;

овладение различными социальными ролями;

формирование навыков работы в группе (коллективе);

Целевой блок КК Цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. Задачи: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе)

Содержательный блок КК Компоненты КК: эмоциональный, когнитивный, поведенческий

Организационный блок КК Методы обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная;

Средства обучения: наглядные, технические;

Технологии обучения: групповые, информационные, проблемные, коммуникационные;

Результативный блок КК Результат: эффективное формирование коммуникативной компетенции. Уровни (низкий, средний и высокий); критерии (эмоциональная отзывчивость; владение конкретными навыками, умением решать конфликтные ситуации;

сформированность навыков работы в группе; умение представить себя); показатели

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников

С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Следующий блок коммуникативной компетенции - организационный - содержит: методы обучения, организационные формы, средства формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии обучения.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

по источнику передачи и восприятия учебной информации;

словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссии, конференции)

наглядные (иллюстрации, демонстрации)

практические (лабораторные опыты, упражнения)

по логике передачи и восприятия учебной информации;

индуктивные

дедуктивные

репродуктивные

по степени самостоятельности мышления обучающихся;

проблемные

проблемно-поисковые

эвристические

по характеру управления учебной работой;

самостоятельная работа

работа под руководством учителя

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

стимулирование интереса к учению;

познавательные игры

учебные дискуссии

создание ситуации занимательности

создание ситуации успеха

стимулирование долга и ответственности;

убеждения

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Правила написания числительных
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Примеры: 1. Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м. 2. Отобрать 15 т ...

Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА
Социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА осуществляется одновременно в двух направлениях: с собственно ребёнком и с его окружением (родителями). Семья, ближайшее окружение ребенка с РДА - главное звено в системе его воспитания, социализации, уд ...

Средства диагностики эффективности применения методик преподавания географии
Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются: опросы; блиц-опросы; тесты; письменные контрольные работы; географические кроссворды; работа с картой. Наиболее распространен метод тестирования. Тест ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru