Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и взаимосвязанных блоков (см. Рис. 1).
Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, содержательным, организационным, результативным.
Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является:
формирование культуры устной и письменной речи;
овладение видами речевой деятельности;
овладение различными социальными ролями;
формирование навыков работы в группе (коллективе);
Целевой блок КК Цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. Задачи: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе) |
Содержательный блок КК Компоненты КК: эмоциональный, когнитивный, поведенческий |
Организационный блок КК Методы обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная; Средства обучения: наглядные, технические; Технологии обучения: групповые, информационные, проблемные, коммуникационные; |
Результативный блок КК Результат: эффективное формирование коммуникативной компетенции. Уровни (низкий, средний и высокий); критерии (эмоциональная отзывчивость; владение конкретными навыками, умением решать конфликтные ситуации; сформированность навыков работы в группе; умение представить себя); показатели |
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников
С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Следующий блок коммуникативной компетенции - организационный - содержит: методы обучения, организационные формы, средства формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии обучения.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
по источнику передачи и восприятия учебной информации;
словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссии, конференции)
наглядные (иллюстрации, демонстрации)
практические (лабораторные опыты, упражнения)
по логике передачи и восприятия учебной информации;
индуктивные
дедуктивные
репродуктивные
по степени самостоятельности мышления обучающихся;
проблемные
проблемно-поисковые
эвристические
по характеру управления учебной работой;
самостоятельная работа
работа под руководством учителя
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
стимулирование интереса к учению;
познавательные игры
учебные дискуссии
создание ситуации занимательности
создание ситуации успеха
стимулирование долга и ответственности;
убеждения
Статьи по педагогике:
Воспитание и обучение в Греции
О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление. Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами ...
Методические основы проверки знаний учащихся
В этом пункте мы ответим на вопрос: какие функции несет в процессе обучения проверка знаний учащихся как закономерная часть этого процесса? Как необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет в этом процессе свои особые, специфические, только ей присущие функции и общие функ ...
Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...