Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и взаимосвязанных блоков (см. Рис. 1).
Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, содержательным, организационным, результативным.
Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является:
формирование культуры устной и письменной речи;
овладение видами речевой деятельности;
овладение различными социальными ролями;
формирование навыков работы в группе (коллективе);
Целевой блок КК Цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. Задачи: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе) |
Содержательный блок КК Компоненты КК: эмоциональный, когнитивный, поведенческий |
Организационный блок КК Методы обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная; Средства обучения: наглядные, технические; Технологии обучения: групповые, информационные, проблемные, коммуникационные; |
Результативный блок КК Результат: эффективное формирование коммуникативной компетенции. Уровни (низкий, средний и высокий); критерии (эмоциональная отзывчивость; владение конкретными навыками, умением решать конфликтные ситуации; сформированность навыков работы в группе; умение представить себя); показатели |
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников
С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Следующий блок коммуникативной компетенции - организационный - содержит: методы обучения, организационные формы, средства формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии обучения.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
по источнику передачи и восприятия учебной информации;
словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссии, конференции)
наглядные (иллюстрации, демонстрации)
практические (лабораторные опыты, упражнения)
по логике передачи и восприятия учебной информации;
индуктивные
дедуктивные
репродуктивные
по степени самостоятельности мышления обучающихся;
проблемные
проблемно-поисковые
эвристические
по характеру управления учебной работой;
самостоятельная работа
работа под руководством учителя
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
стимулирование интереса к учению;
познавательные игры
учебные дискуссии
создание ситуации занимательности
создание ситуации успеха
стимулирование долга и ответственности;
убеждения
Статьи по педагогике:
Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении действий с десятичными
дробями
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательны ...
Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...
Формирование и контроль знаний младших школьников
на уроках физической культуры
В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления – развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенст ...