Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и взаимосвязанных блоков (см. Рис. 1).
Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, содержательным, организационным, результативным.
Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является:
формирование культуры устной и письменной речи;
овладение видами речевой деятельности;
овладение различными социальными ролями;
формирование навыков работы в группе (коллективе);
Целевой блок КК Цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. Задачи: формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование навыков работы в группе (коллективе) |
Содержательный блок КК Компоненты КК: эмоциональный, когнитивный, поведенческий |
Организационный блок КК Методы обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная; Средства обучения: наглядные, технические; Технологии обучения: групповые, информационные, проблемные, коммуникационные; |
Результативный блок КК Результат: эффективное формирование коммуникативной компетенции. Уровни (низкий, средний и высокий); критерии (эмоциональная отзывчивость; владение конкретными навыками, умением решать конфликтные ситуации; сформированность навыков работы в группе; умение представить себя); показатели |
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников
С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Следующий блок коммуникативной компетенции - организационный - содержит: методы обучения, организационные формы, средства формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии обучения.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
по источнику передачи и восприятия учебной информации;
словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссии, конференции)
наглядные (иллюстрации, демонстрации)
практические (лабораторные опыты, упражнения)
по логике передачи и восприятия учебной информации;
индуктивные
дедуктивные
репродуктивные
по степени самостоятельности мышления обучающихся;
проблемные
проблемно-поисковые
эвристические
по характеру управления учебной работой;
самостоятельная работа
работа под руководством учителя
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
стимулирование интереса к учению;
познавательные игры
учебные дискуссии
создание ситуации занимательности
создание ситуации успеха
стимулирование долга и ответственности;
убеждения
Статьи по педагогике:
Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...
Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...
Учебная дисциплина, учебный предмет
Прежде чем рассмотреть «Природопользование» как учебную дисциплину, необходимо понять, что представляет собой понятие «учебная дисциплина». И при определении структуры и содержания учебной дисциплины «Природопользование», каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную про ...