Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

Образование и воспитание » Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе » Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты

Страница 4

предъявление требований

поощрение и порицание

Методы контроля и самоконтроля в обучении;

устный контроль и самоконтроль;

письменный контроль и самоконтроль;

лабораторно-практический контроль и самоконтроль;

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная (работа учителя сразу со всеми учащимися в едином темпе с общими задачами);

групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах);

индивидуальная (взаимодействие учителя с одним учеником);

коллективная.

Средства формирования и развития коммуникативной компетенции:

технические средства;

видеоматериалы;

учебники;

справочники;

научно-популярная литература;

конспекты лекций;

упражнения;

статьи;

Технологии обучения, способствующие формированию и развитию коммуникативной компетенции:

групповые;

информационные;

проблемные;

коммуникационные.

В результативном компоненте мы выделили три уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся: высокий, средний и низкий. Уровень выступает основным критерием оценки эффективности процесса активизации учебно-познавательной компетенции учащихся в процессе общеобразовательной подготовки.

Учитывая направленность процесса активизации учебно-познавательной компетенции, мы выделили следующие критерии оценки коммуникативной компетенции учащихся начальной школы:

Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность.

Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации.

Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе.

Умение представить себя.

Таким образом, проведя теоретический анализ понятий коммуникации и коммуникативности, можно сделать следующие выводы: коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, но и владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках в начальной школе.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения
В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии. Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психическая де ...

Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класс ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru