А какова же политика государства и общества в области воспитания ?
В условиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементы функционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная и социальная жизнедеятельность).
В современном российском обществе, находящемся в состоянии смены общественных формаций, утверждаются следующие тенденции:
- становление социального образования и социального воспитания;
- расширение круга социальных институтов воспитания (школа, общественные объединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; церковь; политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культуры и отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры; фонды и различные специализированные службы);
- повышение внимания к социальной среде как фактору разностороннего влияния на учащегося ;
- все более широкое использование в практике средового подхода к построению воспитательных систем и пространств общеобразовательных школ;
- увеличение количества в общеобразовательных учреждениях работников новых для них специальностей: социальных педагогов, педагогов- психологов, социологов и т.д.
Эти и другие обстоятельства являются отражением утверждения социально- педагогической
парадигмы воспитания.
Базовыми идеями развития воспитания в рамках социально- педагогической парадигмы являются: идея социально- педагогической солидарности, идея социального партнерства; идея межсекторного взаимодействия, идея проектирования и построения педагогически целесообразных отношений в социуме и некоторые другие, которые специфически проявляются в функционировании современных образовательных учреждений.
В связи с утверждением этих идей ученые и практики все чаще ставят вопрос о включении в понятие «воспитание »таких сторон взаимодействия воспитателя и воспитанника, которые ранее почти не рассматривались. Речь идет о педагогической и социально- педагогическойпомощи ему в решении повседневных проблем.
Содержание и технология названных видов деятельности в настоящее время активно разрабатываются и применяются в практике работы социального педагога.
Социально- педагогическая парадигма начинает учитываться при выработке политики государства и общества в области воспитания.
Несмотря на отсутствие в словарно- справочной литературе и нормативных документах определений термина «политика в области воспитания», социально- педагогическая практика диктует поиск ответов на вопросы о ее содержании и задачах, специфике и способах реализации применительно к различным социальным институтам и на других уровнях ее реализации как в историко – педагогическом ракурсе, так и в современных условиях.
Содержание социальной политики в области воспитания детей проявляется в комплексе практических мер по реализации ее основных направлений. Оно отражено в целом ряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Об образовании», основных направлениях социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003- 2005гг.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., федеральных целевых программах «Молодежь России »(2001- 2005 гг.), «Дети России» (2003-2006гг.) и других документах.
Статьи по педагогике:
Исторические сведения
«О, сколько мы много и, в то же время, так мало знаем о золотом делении», говорили мастера. История этого деления поразительна. Американский математик Марк Барр 80 лет назад предложил назвать отношение двух отрезков, образующих «золотое сечение», числом Φ. Буква Φ является первой буквой в ...
Лингвистические особенности художественных текстов
Из всего жанрового разнообразия текстов, которые могут быть предназначены для обучения чтению на среднем этапе, мы в данной работе выделяем французские художественные тексты, поскольку именно в них содержится и наиболее полно отражается информация о различных сферах жизни в стране изучаемого языка, ...
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
Человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества. Доказательством этого служит то, как менялось наше представление о человеке в зависим ...