Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство

Образование и воспитание » Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение » Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство

Страница 1

Глубина и значимость открытий, кото­рые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осущест­вляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничи­вался нахождением ответа в данной, конкретной задаче, он должен овла­деть некоторыми теоретическими знания­ми о задаче и, прежде всего, о ее структуре.

Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Актуально сознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта». Поэтому, чтобы структура задачи стала предметом анализа и изучения, необходимо отделить ее от всего несущественного и представить в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. Сделать это мож­но путем особых знаково-символических средств — моделей, однозначно отобра­жающих структуру задачи и достаточно простых для восприятия младшими школьниками.

В структуре любой задачи выделяют:

1. Предметную область, т. е. объекты, о которых идет речь в задаче.

2. Отношения, которые связывают объекты предметной области.

3. Требование задачи.

Объекты задачи и отношения между ними составляют условие задачи. Напри­мер, в задаче: «Лида нарисовала 5 домиков, а Вова - на 4 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?» — объектами являются:

1) количество домиков, нарисованных Лидой (это известный объект в задаче);

2) количество домиков, нарисованных Вовой (это неизвестный объект в задаче и согласно требованию искомый).

Связывает объекты отношение «больше на».

Структуру задачи можно представить с помощью различных моделей. Но преж­де, чем сделать это, уточним некоторые вопросы, связанные с классификацией моделей и терминологией.

Все модели принято делить на схема­тизированные и знаковые.

В свою очередь, схематизированные модели бы­вают вещественными (они обеспечивают физическое действие с предметами) и графическими (они обеспечивают графи­ческое действие).

К графическим моде­лям относят рисунок, условный рисунок, чертеж, схематический чертеж (или схему).

Знаковая модель задачи может выпол­няться как на естественном языке (т. е. имеет словесную форму), так и на математическом (т. е. используются сим­волы).

Например, знаковая модель рассматри­ваемой задачи, выполненная на естест­венном языке,— это общеизвестная крат­кая запись:

Знаковая модель данной задачи, вы­полненная на математическом языке, имеет вид выражения 5+4.

Уровень овладения моделированием определяет успех решающего. Поэтому обучение моделированию занимает особое и главное место в формировании умения решать задачи.

Лавриненко Т.А. предлагает следующие приемы предметного моделирования простых задач на сложение и вычитание: с дочислового периода начинать выполнять практические упражнения по всем видам задач, объясняя полученный результат и выборочно зарисовывать в тетради.

Положите три красных кружка, а ниже положите 5 синих кружков. Сколько всего кружков вы положили?

3

8

5

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Педагогические требования к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...

Реализация курса информатики в школе в соответствии с ГОС-2004
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Начиная с 1998 года ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru