Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 1

Деятельность выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей. История знает великие эпохи, отмеченные универсальным общественным, интеллектуальным и творческим порывом. Такой была и эпоха Амира Темура и Темуридов. Духовное наследие этой эпохи – одна из ярчайших страниц мировой истории. Блистательный взлёт науки, архитектуры, градостроительства, изобразительных и прикладных искусств, литературы, поэзии музыки, зрелищных искусств являет собой уникальный феномен мирового масштаба, не случайно получивший определение «Восточный Ренессанс».

Комплексное и объективное, строго научное осмысление исторического и культурного наследия данной эпохи в контексте современных духовных реалий, требующих полного и непредвзятого освещения, свободного от политических и конъюнктур, факторов и тенденций – дело чести учёных и научных коллективов.

После освобождения Мавераннахра от моноголов, начиная с 1370 года страной правит Амир Темур, выдающийся государственный деятель, прославленный полководец, меценат науки и культуры. Амир Темур создаёт сильное централизованное государство.

Безусловно одно – деятельность Амира Темура внесла огромный позитивный вклад в общественное и культурное развитие эпохи, в прогресс мировой цивилизации, мировую историю в целом. Без учёта и признания его достижений трудно осветить динамику последующих эпох, осознать их значение в развитии всемирного- исторического процесса. Созидательная деятельность Амира Темура, заложенные им традиции покровительства наукам, искусствам, градостроительству, всему духовному развитию общества, впоследствии подхваченные лучшими представителями династии темуридов, подтверждаются многочисленными историческими фактами.

Благодаря политической энергии и целеустремлённой деятельности Амира Темура были возрождены и усовершенствованы институты государственного, социального и военного управления, на основе продуманных и плодотворных финансово-денежных и налоговых реформ получили бурное развитие производительные силы общества6 ремесленное производство, экономика и торговля, градостроительство. Примечательно, что Амиру Темуру было чуждо чувство ложно понятого патриотизма – при всей любви к своему краю он прекрасно осознавал важность и значение высоких и культурных достижений сопредельных стран и народов.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, неоднократно подчеркивая роль и гений великого полководца и государственного деятеля Амира Темура, в своих выступлениях и научных трудах следующим образом высказывается по этому поводу: «…Необходимо учитывать, изучать и перенимать полководческий талант, военное искусство и стратегическое мышление наших великих предков: Амира Темура, Джалолиддина Мангуберди, Захириддина Мухаммада Бобура…». Действительно, глобальные устремления Амира Темура выразились в его целенаправленных действиях всеохватывающего масштаба. При нём были созданы лучшие условия для творческой работы известных мастеров, архитекторов, поэтов, учёных из разных стран Среднего и Ближнего Востока.

«…Темур был одним из самых выдающихся правителей всех времен и народов. Он обладал даром предвидения невероятной силы. И таким же могучим был его организаторский дар. Десятки, сотни раз его пытались победить в открытом бою- и не могли, амир Темур не проиграл ни одного сражения. Его пытались свергнуть в смутах междоусобиц- и опять не смогли. Амир Темур надежно оградил себя и своё государство от любых неожиданностей» – пишет Е. Березиков в своем произведении «Великий Тимур». Действительно, великий полководец и государственный деятель Амир Темур знал, как сделать государство сильным, а народ счастливым. Он твердой рукой осуществлял намеченное: его государство стало самым могучим в мире. «Ни на Западе, ни на Востоке, ни на Севере, ни на юге не было силы, способной ему противостоять» – пишет В.В. Бартольд в своей работе «О погребении Тимура».

Согласно мнению П. Конрада, в Амире Темуре проявился дух Македонского и Канишки, как локальное выражение вселенской идеи.

На долгие годы и десятилетия Самарканд и другие города Центральной Азии стали своеобразными центрами культурного и научного прогресса. Эпоха Амира Темура отмечена приобщением широких слоёв населения к ценностям духовной культуры. Общий духовный подъём породил когорту одарённых личностей, он захватил различные социальные прослойки. В мастерских ремесленников и лавках торговцев велись беседы на возвышенные темы, читались стихи. Они звучали не только на придворных празднествах и изысканных мажлисах городской элиты, но и среди широких кругов населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...

Содержание занятий математического кружка в 6-ом классе
Занятие №1. «Задачи на делимость». 1. Мужичок привез продавать фуки, глюки и друки. Пройдясь по рынку, он решил увеличить им цену, добавив еще по одному нулю, но не в конце, а в середине чисел. В результате цена за один фук увеличилась в 6 раз, за глюк – в 7 раз, а за друк – в 9 раз. Сколько они ст ...

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru