Безусловно, демократизация культурной жизни и её широкий просветительский характер возможны были лишь при поддержке и поощрении правителей государства. И здесь основополагающие принципы культурной политики, стимулировавшие общий подъём духовного, просветительского начала, со всей очевидностью просматриваются в деятельности Амира Темура. Его личность была своего рода гарантом всеобщей стабильности в государстве, а его политика содействовала сблалансированному взаимодействию религиозного и светского начал.
Высокие художественные достижения эпохи оказали плодотворное влияние на последующее развитие педагогической мысли Среднего Востока. Генезис культуры государства Бобура и Бабуридов в Индии, Сефевидов в Иране, Шейбанидов и Аштарханидов в Центральной Азии также во многом связан с богатейшими духовными традициями и искусством эпохи Амира Темура и Темуридов.
После смерти Темура, Темуриды обратили большое внимание на развитие искусства, науки и культуры. Особенно во время правления Улугбека, Шахруха и Хусайна Байкаро, культура достигла своей высшей точки в исторической эпохе и города Маверанахра и Хорасана были признаны во всем мире, как очаги великих цивилизаций, не только в Мусульманских странах, но также и в Европе. Это было в конце второй половины Центрально-Азиатского Ренессанса.
Такие великие философы как Улугбек, Козизада Руми, Али Кушчи, Миршариф Джуржони, Джами, Ходжа Акбар, Лутфий, Хондамир, Бекзод, Бабур и многие другие были признаны во всем мире.
Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В ХIV – ХV вв. в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.
В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.
Алишер Навои жил в течение ХV в. и создал свои вечные шедевры. Один из Темуридов, Улугбек, был ответственным за строительство научного центра в Самарканде, известного как Академия Улугбека в разных литературных источниках.
Это было время для узбекской поэзии, художественной миниатюры, рукописного искусства и развития большого количества научных направлений по астрономии, математике, истории и медицине.
Но к концу ХV столетия междоусобные войны участились и разрушили государство Темуридов к началу ХVI столетия. С Севера пришли туркские кочевники завоеватели. Но в начале ХVII – ого столетия, «Великий внук» Темура и правителя Ферганы, Бабур вторгся в Индию и установил новое государство, известное как «Великая Могольская Империя». Темуриды управляли этим государством до вторжения Великобритании в Индию.
Мирзо Улугбек (1394–1449) Улугбек Мухаммад Тарагай родился в 1934 году в Султане. Его отцом был сын великого Темура Шахрух, а матерью – Гавхаршодбегим, внучка Найманского падишаха Кутлугхана. Его бабушка Сараймулк-ханум вырастила Улугбека. Когда ему исполнилось 15 лет, Улугбек стал правителем Самарканда. По исполнении 17-ти он принял бразды правления Мавераннахром и правил государством 40 лет. В действительности, ему было трудно совмещать государственные дела с наукой и Улугбек понял это лишь после поражения от Баракхана. Великий ученый любил посвящать себя науке, но трон также был ему необходим, в противном случае строительство дорогой обсерватории, возвышающихся медресе и оплата труда сотни ученых были бы невозможны. Мать Улугбека не приветствовала желание сына стать ученым, аргументируя это тем, что миром правит власть, а не наука и книги. Но вопреки всему, Улугбек стал великим ученым, который пытался донести человеческие идеи до звезд и овладеть новыми познаниями с далеких галактик. Он составил карту звездного неба, которая пользуется популярностью и по сей день.
Астрономические таблицы Улугбека и его каталог 900 звезд (видимых без телескопа) вошли в мировую науку. Если даже считать их результатом многолетних коллективных трудов сотрудников Улугбека, все равно неоспоримы его великие заслуги не только как руководителя обсерватории, первоклассной по тому времени, но и как создателя выдающихся медресе, в которые им были введены как обязательные естественные дисциплины.
При Улугбеке Самарканд превратился в центр искусства и научной мысли. Мавераннахр был могущесвенным и сильным как никогда. Но многие его эмиры не поддерживали проводимую им политику и пытались разграбить государственную казну с целью начала войны между родственниками, сыном и отцом. Историки времен Улугбека написали, что Улугбек был обезглавлен по приказу родного сына в 20 км от Самарканда. Мирзо Улугбек творчески развил педагогические взгляды своих предшественников Рудаки, Фароби, Беруни, Ибн Сино. Он высоко ценил разум, верил, что прогресс науки способствует развитию личности его интеллекта. В своем эмирате построил три медресе: в Бухаре, Гиждуване и Самарканде. Учебные комнаты в них шире, светлее, стены красочно расписаны, соблюдались санитарные и гигиенические условия.
Статьи по педагогике:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...
Женское воспитание и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, з ...
Теоретические основы педагогического общения
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют ...