Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 8

Воспитание с самого начала должно быть поставлено правильно, иначе «зеркало разума человека покроется пылью и человек превратится в невежду». Все люди должны быть равны. Невоспитанный человек не добьется в жизни сколько-нибудь значительного. Достойны уважения, заботы и похвалы только люди высокой и чистой морали. Достоинство человека измеряется не его происхождением, не его родом, а его деятельностью. Любой человек отличается от других не только чертами лица и внешними признаками, но главным образом богатством духовной жизни\ Чтобы воспитать полезного для общества человека, следует немало потрудиться. Чтобы добиться желанной цели, говорил Физули, приходится терпеть лишения, которые неизбежны во всяком большом и благородном деле. Сознавая определенную зависимость будущего человечества от воспитания нового поколения, Физули неоднократно возвращался к этому вопросу. Он подчеркивал, что каждое новое поколение должно подниматься выше предыдущего, приобретать новые нравственные качества. В «Наставлении сыну» он писал: «Пока не созрел плод, не имеет вкуса… созревши, вступил в противоречие с деревом. Оно выражалось в его цвете и запахе. Дерево не обладало ни цветом, ни запахом своего плода. Конечно, по красоте и иным качествам плод выше дерева, он нежнее дерева. О, мой умный сын, ты хорошо пойми смысл моих слов. Если ближе и лучше присмотреться к жизни, то плод – это ты, я – дерево, а мир – это сад».

Подлинный смысл жизни Физули видел в труде. В произведении «Ринду-Захид» он писал: «О, мой милый и счастливый сын!. Установлено так, что только трудом и старанием каждый добьется своего. Не будь ленивым. Всем дано одинаковое право для того, чтобы открыть двери счастья и исполнения желаний… Пусть никто ни под каким предлогом для исполнения своих желаний не уклоняется от усилий и труда».

Творчество Физули богато и разнообразно. Оно является неисчерпаемым источником оригинальных идей и мудрых советов.

С XV в. усилились дипломатические и торговые сношения среднеазиатских стран с Русским государством (ранее существовала торговля между Средней Азией и разными владениями Нижнего Поволжья). Стали распространяться труды ученых Востока: Фараби, Исфагани, Ибн Мисквея, Газзали и других. В Европе к этому времени были известны произведения Ибн Сины (Авиценны), энциклопедиста Абу Райхона Беруни, видного математика и астронома Мухаммада аль-Хорезми. В Испании учителя использовали введение в энциклопедическую педагогику – «Книгу об учении обучающего», которая была написана на арабском языке Бурзанутдином аз-Зарнуджи (XII в.). Она имела хождение в рукописи, а в XVIII в. – в зарубежных изданиях. Книга была написана под влиянием античной педагогической мысли и содержала сведения по основам педагогики.

В XIV в. в Сарае, главном городе Золотой Орды, сосредоточилось много ученых и педагогов. Были восстановлены культурные связи с Самаркандом и Бухарой. В конце XIV в. Сайфи Сараи перевел «Гулистан» Саади и приложил к нему свои поучения и наставления, призывая молодых к овладению знаниями, ремеслами. В туркменских, как и в узбекских, мактабах укрепился обычай: после арабского «Хафтияка» читать персидско-таджикский «Чаркитаб». Старшие туркменские школьники чаще узбекских читали персидские стихи Хафиза.

В 1464 г. Вафои написал на старотуркменском языке книгу «Равнак-уль-ис-лам» («Светоч ислама»), служившую учебником в туркменских мактабах до XX в.

В дастане поэта Хорезми «Мухаббат-нома» (XIV в.) повествуется об образе жизни, быте и нраве кочевников-кипчаков, даются различные наставления по воспитанию детей и подростков. Характеризуя моральное состояние общества своего времени, акыны утверждали, что мир полон разврата, нравы испорчены. Основным средством улучшения нравов являются воспитание, советы и наставления. Будучи гуманистами, они проповедовали идеи человеколюбия, справедливости. Они считали, что умение слагать речь – один из показателей нравственной воспитанности человека. Оригинальность, конкретность, краткость, образность и глубина были главными особенностями их афоризмов.

«Гулистан» Саади – была одной из основных, которые изучались в мектебах и медресе мусульманского мира. «Гулистан» – это сборник рассказов, в которых автор представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи. По форме изложения Саади как будто смотрит на прошлое, но на самом деле он говорит о настоящем и учит людей лучше жить в будущем. Оценивая это произведение, М. Шахтахтинский писал: «Его мораль везде философская, она никогда не делает нравственность зависимою от религии. Он учит, запрещает и разрешает все во имя человечности, ума и сердца». Большой популярностью пользовались стихи известного персидского поэта – мастера газели Хафиза Ширази (ок. 1325–1389), собранные в сборник, известный под названием «Диван». В мактабах не переводили стихов Хафиза. Красота языка, его благозвучность и музыкальность стиха привлекали людей всех возрастов. Ученики заучивали стихи Хафиза наизусть.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Положение об оценке достижений участников образовательного процесса через формирования ключевых компетенций личности
Теоретические основы Процессы модернизации образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему ...

Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...

Методика работы с текстами французской современной художественной литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru