Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 6

Он писал, что дети еще не могут отличать хорошее от плохого, н поэтому они с ранних лет должны находиться под благотворным влиянием воспитателей.

Человек не может жить вне общества, вдали от людей. «Общество является местом, домом событий. Никто не может быть вне его, не может быть независимым от его событий».

Характеризуя подростковый и юношеский возраст, Алишер Навои считал: «После детства наступает юношество – период формирования разума. В этот период жизни человеком овладевает или разум, или страсть. Если разум победит, он будет руководить благородными делами». По мнению Навои, цель воспитания – подготовить подрастающих людей хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа. Он призывал молодежь к изучению наук и развитию разума. Ум – одно из основных качеств человека. Человеку необходимо овладеть наукой и ремеслом и постоянно совершенствоваться в них. «Знание и мудрость – украшение человека». Любовь к человеку тесно связана у Навои с любовью к родине. Но его патриотизму чужда ненависть к другим странам и народам. Навои говорит о дружбе не только между отдельными людьми, но и между народами. В поэме «Фархад и Ширин» (1484) описана дружба китайца Фар-хада с иранцем Шапуром. Шапур – искренний и преданный друг Фархада и армянки Ширин.

Одним из самых ценных качеств настоящего человека Навои считал трудолюбие. Труд, говорил он, украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Поэт, описывая труд декхан, подчеркивал: «Благосостояние мира от них, радость человека от них. Где бы они ни работали, они дают людям силу и благодать… Пища народа из-за них обильна». Труд приносит человеку счастье. В поэме «Фархад и Ширин» даны красочные картины труда. Образ Фархада приобретает глубокий смысл и величие, становится воплощением могущества труда.

В числе лучших качеств благородного человека – вежливость, хорошее поведение и скромность. Первая обязанность человека – искренне уважать своих родителей. Надо уважать старших и быть внимательным, предупредительным и милосердным к младшим и слабым. «Скромность – якорь корабля человека в мире превратностей», – писал поэт Навои резко осуждая подхалимство, подлость, трусость, невежество, угодничество, раболепие, двуличие, хвастовство, чванливость. «Чванливый человек – шайтан, возвеличение себя – дело глупого человека». Поэт мечтал о разностороннем развитии человека, о воплощении в нем лучших человеческих качеств.

Захириддин Мухаммад Бобур (1483–1530). Бобур Захирридин – основатель великой могольской династии в Индии, был из рода барлошских тюрков по отцовской линии Темуридов и Чагатай Хана по материнской.

В 1494 году он заменил своего отца в качестве правителя Ферганы. С 1494 по 1504 года он тщетно пытался усилить свои позиции в Фергане, но его превзошли более могучие соседи и ему пришлось укрыться в горной крепости в Кабуле, которая стала его прибежишем вплоть до 1525 года. Политическая обстановка в Индии предопределила успех его замыслов. Победы и поражения Бобура зафиксированы в его правдивых и личных мемуарах («Бобурнамэ»). Бобур писал, что главной его задачей было возрождение обширных территорий, которые входили в могучую империю Темуридов. К моменту своей смерти в 1530 году, он контролировал значительную часть северной Индии. Но Бобур известен не только как основатель великой династии и превзойдённый полководец, но и как выдающийся поэт ХV века, автор «Бобурнамt», исторической работы, представляющей интерес мирового значения. Его мемуары играют огромную роль в изучении Индии тех времен. Бобур также оставил яркие картины природы и народов Ферганы, а также долины реки Зарафшан. Созидательная работа и государственная деятельность Бобура сыграли важную роль в слиянии культур Центральной Азии, Ирана, Афганистана и Индии.

Бобур оставил богатейшее литературное наследство: сочинения по законоведению, музыке, трактаты по военному делу и поэтике. У Бобура очень много педагогических высказываний, даже в таком труде, как «Мубайин», излагающем взгляды Бобура на налоговую и экономическую политику. Им написано и «Родительское послание» – это дидактическое наставление, содержащее рассуждения о воспитании и обучении.

В рубаи и газелях Бобура мы постоянно встречаемся с мыслями о дружбе, Родине, честности, добре и зле, почитании родителей, отношении к женщине, к религии, к богатству, о важности обучения, воспитания, повторении себя в своих учениках.

Педагогические поучения Бобура блестяще раскрыты в прекрасном «Трактате об арузе», где автор дал подробнейшие наставления по правилам стихосложения. Это произведение – своеобразный эталон дидактики, где тщательно раскрываются в сопоставительном анализе узбекского и персидского языков законы фонетики, слогообразования, рифмосложения, смыслового акцентирования. Трактат снабжен историческими справками, примерами стихосложения известных поэтов Востока, подробной аннотацией используемой терминологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru