Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 7

Сборник его лирических произведений относится к лучшим образцам узбекской лирики того времени. Его прозаические мемуары «Бобурнамэ» простым ясным языком описывают обстоятельства его жизни, исторические события, походы в Афганистан и Индию, феодальные междуусобицы.

В Самарканде (ХV в.) создаются общины стихолюбов, которые на своих сборищах читают стихи Омара Хайяма, Фирдоуси, Физули, Ганджави и др. поэтов Востока.

Джалолиддин Давони (1427–1502). Один из известных мыслителей средневекового Востока, внёсший большой вклад в развитие педагогической мысли, Мухаммад Асад бин Джалалиддин (в некоторых источниках Саадиддин) Давани был энциклопедически разносторонним учёным.

Джалалиддин Давони родился в селении Даван, в провинции Казарун (Иран), где и провёл свои детские годы. В Ширазе, в медресе Дорул-Айтом, получил образование под руководством учёных: Мавлоно Кушканари и Ходжи Хасаншаха Баккола. После окончания учёбы преподавал в медресе, а затем стал судьёй Шираза. После отставки от должности судьи вернулся к преподавательской работе, много путешествовал, побывал в ряде городов Ирана, Ирака, Индии, был в Кашане, Гиляне, Тебризе, Герате (Афганистан), где встречался с учёными.

Учёный-энциклопедист Давони оставил большое педагогическое наследие. Ему принадлежат сочинения по философии, логике, юриспруденции, педагогике, этике, математике и геометрии. Всего насчитывается более ста книг, написанных Давони. Им созданы: «Трактат о доказательстве необходимого», «Трактат о веществах», «Трактат о повелении души», «Трактат о толковании аллегорий», «Трактат о психологии», «Методы воспитания детей» и др. Самым крупным произведением Давони, в котором затрагиваются общественно-психологические, социально-этические и педагогические проблемы являются «Сияние блеска в превосходстве нравственных качеств», или кратко «Ахлоки Жалоли» («Этики Жалоли»). Его труды, в особенности «Этики Жалоли», оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли народов Средней Азии, в частности Узбекистана. Многие годы трактат Давони «Этика Жалоли» служил учебным пособием в школах и медресе Самарканда и Бухары. Данный труд сыграл большую роль в формировании педагогических и этических воззрений Юсуфа Карабоги, Абу Тахира Самарканди, Абдуллы Авлони и других прогрессивных мыслителей Средней Азии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что без изучения этой работы Давони было бы трудно выявить особенности и главные направления развития педагогической мысли Узбекистана после ХV века.

Мухаммед Физули (1494–1556). Творчество гениального поэта и великого мыслителя Мухаммеда Физули оставила неизгладимый след в становлении многих поэтов и мыслителей Востока. Избранный им псевдоним Физули полностью отражал это стремление, ибо он означает множественное число от слова «фазл» – образованность. Он был не только крупным поэтом, но и выдающимся мыслителем и ученым. Судя по его философскому труду «Матла-ул-этигад» («Восход верований»), он признавал существование материального мира и возможность его познания, но одновременно верил в существование нематериальных явлений.

В поэтическом творчестве Физули раскрыты система воспитания человека, содержание и методы обучения. Проблема человека всегда стояла в центре внимания Физули. Настоящая, живая, активная любовь его к простым труженикам полна большого социально-философского смысла.

В произведении «Энисул-Гэлб» («Друг сердца») Физули писал, что наука должна служить народу, она раскрывает перед ним тайны жизни и является мощным средством улучшения его благосостояния. Ценна только та наука, которая приносит пользу народу, которая может служить руководством к практическому действию. Наука и знания не являются чем-то недостижимым, их можно приобрести ценой больших усилий и труда. Для этого человеку от природы даны определенные возможности, которые, однако, при отсутствии благоприятных условий могут полностью заглохнуть. Физули видел заложенные в человеке природные возможности и требовал, чтобы создавались соответствующие условия для их развития. Физули хорошо понимал, что высокие качества человеку не даются в готовом виде. Их следует формировать в определенной последовательности, проявляя при этом упорство и терпение, и при этом особенно велика роль воспитателя, который должен быть широко осведомлен во всех науках и искусствах. Молодое поколение, отмечал Физули, должно изучать науку, вооружаться знаниями. Школа, описанная в поэме «Лейли и Меджнун», – образец средневековой школы. Обучение в такой школе начиналось с 10-летнего возраста. Девочки и мальчики сидели в разных углах классной комнаты. Их учили чтению и письму. Особое внимание уделялось каллиграфии (чистописанию). Многочисленные высказывания Физули по вопросам воспитания дают основание сделать следующие выводы: цель воспитания заключается в формировании людей, глубоко чувствующих смысл жизни, умеющих согласовать личные интересы с интересами народа, свято выполняющих свои обещания, верных своим словам, честных, преданных, искренних. В условиях средневековья Физули смело поднял голос гуманиста в защиту личности, потребовал подлинно человеческого отношения к человеку.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Антропологический принцип в современном познании
Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры обще­человеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не ...

Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленно ...

Субъекты культурно-досуговой деятельности
По субъекту организации классификация форм культурно-досуговой деятельности может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежат детям. Основным субъектом социально ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru