Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 7

Сборник его лирических произведений относится к лучшим образцам узбекской лирики того времени. Его прозаические мемуары «Бобурнамэ» простым ясным языком описывают обстоятельства его жизни, исторические события, походы в Афганистан и Индию, феодальные междуусобицы.

В Самарканде (ХV в.) создаются общины стихолюбов, которые на своих сборищах читают стихи Омара Хайяма, Фирдоуси, Физули, Ганджави и др. поэтов Востока.

Джалолиддин Давони (1427–1502). Один из известных мыслителей средневекового Востока, внёсший большой вклад в развитие педагогической мысли, Мухаммад Асад бин Джалалиддин (в некоторых источниках Саадиддин) Давани был энциклопедически разносторонним учёным.

Джалалиддин Давони родился в селении Даван, в провинции Казарун (Иран), где и провёл свои детские годы. В Ширазе, в медресе Дорул-Айтом, получил образование под руководством учёных: Мавлоно Кушканари и Ходжи Хасаншаха Баккола. После окончания учёбы преподавал в медресе, а затем стал судьёй Шираза. После отставки от должности судьи вернулся к преподавательской работе, много путешествовал, побывал в ряде городов Ирана, Ирака, Индии, был в Кашане, Гиляне, Тебризе, Герате (Афганистан), где встречался с учёными.

Учёный-энциклопедист Давони оставил большое педагогическое наследие. Ему принадлежат сочинения по философии, логике, юриспруденции, педагогике, этике, математике и геометрии. Всего насчитывается более ста книг, написанных Давони. Им созданы: «Трактат о доказательстве необходимого», «Трактат о веществах», «Трактат о повелении души», «Трактат о толковании аллегорий», «Трактат о психологии», «Методы воспитания детей» и др. Самым крупным произведением Давони, в котором затрагиваются общественно-психологические, социально-этические и педагогические проблемы являются «Сияние блеска в превосходстве нравственных качеств», или кратко «Ахлоки Жалоли» («Этики Жалоли»). Его труды, в особенности «Этики Жалоли», оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли народов Средней Азии, в частности Узбекистана. Многие годы трактат Давони «Этика Жалоли» служил учебным пособием в школах и медресе Самарканда и Бухары. Данный труд сыграл большую роль в формировании педагогических и этических воззрений Юсуфа Карабоги, Абу Тахира Самарканди, Абдуллы Авлони и других прогрессивных мыслителей Средней Азии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что без изучения этой работы Давони было бы трудно выявить особенности и главные направления развития педагогической мысли Узбекистана после ХV века.

Мухаммед Физули (1494–1556). Творчество гениального поэта и великого мыслителя Мухаммеда Физули оставила неизгладимый след в становлении многих поэтов и мыслителей Востока. Избранный им псевдоним Физули полностью отражал это стремление, ибо он означает множественное число от слова «фазл» – образованность. Он был не только крупным поэтом, но и выдающимся мыслителем и ученым. Судя по его философскому труду «Матла-ул-этигад» («Восход верований»), он признавал существование материального мира и возможность его познания, но одновременно верил в существование нематериальных явлений.

В поэтическом творчестве Физули раскрыты система воспитания человека, содержание и методы обучения. Проблема человека всегда стояла в центре внимания Физули. Настоящая, живая, активная любовь его к простым труженикам полна большого социально-философского смысла.

В произведении «Энисул-Гэлб» («Друг сердца») Физули писал, что наука должна служить народу, она раскрывает перед ним тайны жизни и является мощным средством улучшения его благосостояния. Ценна только та наука, которая приносит пользу народу, которая может служить руководством к практическому действию. Наука и знания не являются чем-то недостижимым, их можно приобрести ценой больших усилий и труда. Для этого человеку от природы даны определенные возможности, которые, однако, при отсутствии благоприятных условий могут полностью заглохнуть. Физули видел заложенные в человеке природные возможности и требовал, чтобы создавались соответствующие условия для их развития. Физули хорошо понимал, что высокие качества человеку не даются в готовом виде. Их следует формировать в определенной последовательности, проявляя при этом упорство и терпение, и при этом особенно велика роль воспитателя, который должен быть широко осведомлен во всех науках и искусствах. Молодое поколение, отмечал Физули, должно изучать науку, вооружаться знаниями. Школа, описанная в поэме «Лейли и Меджнун», – образец средневековой школы. Обучение в такой школе начиналось с 10-летнего возраста. Девочки и мальчики сидели в разных углах классной комнаты. Их учили чтению и письму. Особое внимание уделялось каллиграфии (чистописанию). Многочисленные высказывания Физули по вопросам воспитания дают основание сделать следующие выводы: цель воспитания заключается в формировании людей, глубоко чувствующих смысл жизни, умеющих согласовать личные интересы с интересами народа, свято выполняющих свои обещания, верных своим словам, честных, преданных, искренних. В условиях средневековья Физули смело поднял голос гуманиста в защиту личности, потребовал подлинно человеческого отношения к человеку.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха
Дети со слуховой депривацией уже на ранних этапах онтогенеза отстают от слышащих сверстников в развитии воображения, однако при наличии коррекционного обучения высокого качества учащиеся с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с но ...

Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости
Широкомасштабные реформы в системе образования. С приобретением Республикой Узбекистан статуса независимости, все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменение целей, задач, содержания деятельности образ ...

Характеристика педагогической профессии
Учитель — творец, созидатель личности человека. Он формирует характер школьника, его мировоззрение. Учитель — это тот человек, который в значительной мере может определить судьбу своего воспитанника. Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его харак ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru