Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 2

В своей работе «Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» И.А. Каримов касаясь вопросов обороноспособности страны, пишет: «Хорошо известно, что важнейшее значение в обеспечении должного качества личного состава имеет его профессиональная подготовленность, состояние учебно-материальной базы. Несомненна в этом и роль всей системы военного обучения молодежи, призванной готовить физически и духовно крепких членов нашего общества. Патриотов своей Родины, освоивших достижения мировой цивилизации, культурные и духовные ценности нашего народа».

Амир Темур прекрасно осознавал огромное значение ислама как цементирующего, дисциплинирующего и консолидирующего фактора государственного строительства и общественной жизни. Он сам следовал законам шариата и предписаниям ислама и строго следил за их соблюдением. В то же время Амир Темур осознавал и высоко оценивал роль светской культуры и всячески поощрял её развитие. Такая политика привела к своеобразному феномену – в государстве Амира Темура и его преемников сосуществовали ярко выраженное религиозное начало и высокоразвитая светская культура.

Основополагающая роль ислама выражалась в развитии богословия, религиозного законадательства, пронизывающего всю социальную инфраструктуру общества, широком строительстве религиозно – культовых сооружений, появлении плеяды религиозных деятелей.

Секуляризм, возникший в правлении Амира Темура и впоследствии ставший существенным социальным и духовным фактором в государстве Темуридов, выразился в бурном развитии естественных (математика, астрономия, медицина) и гуманитарных (история, историография) наук, различных видов искусств.

Во время правления Темура культура и наука Маверанахра приобрели свою мировую популярность. Растет интерес к античной культуре, раннесредневековому философскому наследию народов Мавераннахра, Индии, арабских стран. Темур главным образом сделал большую ставку на упрочение политической силы, экономического и культурного роста. Его основные принципы государственного правления были описаны в документе, известным как «Сборник законов Темура», а также в книге Низомитдина Шами «Зафарнаме».

Темур ценил всякое знание, особенно если оно могло принести практическую пользу – медицину, астрономию, математику, но более всего интересовался архитектурой. В эпоху Амира Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления.

В знак благодарности за то, что походы Темура помогли приостановить проникновение монголов в Европу, французы в XV веке поставили памятник Амиру Темуру. Он носил титул – Сохибкирон – счастливый, счастливец (один из титулов владетельных государей в странах Востока).

Эпоха Амира Темура и Темуридов сегодны вызывает повышенный интерес, как в Узбекистане, так и за рубежом. Юбилей Амира Темура отмечался в 1998 году под эгидой ЮНЕСКО. В Ташкенте, Самарканде, выпущено в свет фундаментальное исследование «Амир Темур в мировой истории». Тем самым была дана объективная оценка одного из важнейших периодов в истории Узбекистана, сделаны первые шаги по восстановлению исторической справедливости в отношении роли Амира Темура и эпохи Темуридов в развитии духовной культуры народов Центральной Азии.

Система образования в период правления Темура. В период Темура традиционная мусульманская система образования включала две основные ступени: начальную – мактабы и среднюю – медресе. Содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса – оставались традиционными и серьезных изменений не претерпели.

Во время правления Темура (ХIV-ХV вв.) узбекская литература интенсивно развивалась. Самарканд и Герат становятся крупными центрами научно-литературной жизни. Литераторы, писавшие на староузбекском, сопротивлялись растворению и замене узбекского языка персидским, считавшимся основным носителем культурной традиции. Так, уже современник Темура Дурбек одним из первых вступил в этот спор. Он предложил свой вариант повести Юсуф и Зулейха (1409), освободив ее от религиозного налета и придав ей форму светской любовной повести. Другой поэт Саид Ахмед придал своему произведению Таашук-нама (1437) форму, схожую с персидскими аналогами Лятофта-намэ и Мухаббат-намэ. При дворе Шахруха жил известный лирик Лутфи – его мастерски написанные газели до сих пор распевают народные певцы.

ХV в. стал временем расцвета узбекской литературы. Она все больше освобождается от религиозных мотивов и становится подлинно художественной, получив в произведениях Алишера Навои свое наиболее полное и яркое воплощение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Положение об оценке достижений участников образовательного процесса через формирования ключевых компетенций личности
Теоретические основы Процессы модернизации образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему ...

Социологические методы исследования
В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик. Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. педагогов анкетирование привлекло возмож ...

Общие вопросы методики обучения решению простых задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru