В своей работе «Узбекистан на пороге ХХ1 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» И.А. Каримов касаясь вопросов обороноспособности страны, пишет: «Хорошо известно, что важнейшее значение в обеспечении должного качества личного состава имеет его профессиональная подготовленность, состояние учебно-материальной базы. Несомненна в этом и роль всей системы военного обучения молодежи, призванной готовить физически и духовно крепких членов нашего общества. Патриотов своей Родины, освоивших достижения мировой цивилизации, культурные и духовные ценности нашего народа».
Амир Темур прекрасно осознавал огромное значение ислама как цементирующего, дисциплинирующего и консолидирующего фактора государственного строительства и общественной жизни. Он сам следовал законам шариата и предписаниям ислама и строго следил за их соблюдением. В то же время Амир Темур осознавал и высоко оценивал роль светской культуры и всячески поощрял её развитие. Такая политика привела к своеобразному феномену – в государстве Амира Темура и его преемников сосуществовали ярко выраженное религиозное начало и высокоразвитая светская культура.
Основополагающая роль ислама выражалась в развитии богословия, религиозного законадательства, пронизывающего всю социальную инфраструктуру общества, широком строительстве религиозно – культовых сооружений, появлении плеяды религиозных деятелей.
Секуляризм, возникший в правлении Амира Темура и впоследствии ставший существенным социальным и духовным фактором в государстве Темуридов, выразился в бурном развитии естественных (математика, астрономия, медицина) и гуманитарных (история, историография) наук, различных видов искусств.
Во время правления Темура культура и наука Маверанахра приобрели свою мировую популярность. Растет интерес к античной культуре, раннесредневековому философскому наследию народов Мавераннахра, Индии, арабских стран. Темур главным образом сделал большую ставку на упрочение политической силы, экономического и культурного роста. Его основные принципы государственного правления были описаны в документе, известным как «Сборник законов Темура», а также в книге Низомитдина Шами «Зафарнаме».
Темур ценил всякое знание, особенно если оно могло принести практическую пользу – медицину, астрономию, математику, но более всего интересовался архитектурой. В эпоху Амира Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления.
В знак благодарности за то, что походы Темура помогли приостановить проникновение монголов в Европу, французы в XV веке поставили памятник Амиру Темуру. Он носил титул – Сохибкирон – счастливый, счастливец (один из титулов владетельных государей в странах Востока).
Эпоха Амира Темура и Темуридов сегодны вызывает повышенный интерес, как в Узбекистане, так и за рубежом. Юбилей Амира Темура отмечался в 1998 году под эгидой ЮНЕСКО. В Ташкенте, Самарканде, выпущено в свет фундаментальное исследование «Амир Темур в мировой истории». Тем самым была дана объективная оценка одного из важнейших периодов в истории Узбекистана, сделаны первые шаги по восстановлению исторической справедливости в отношении роли Амира Темура и эпохи Темуридов в развитии духовной культуры народов Центральной Азии.
Система образования в период правления Темура. В период Темура традиционная мусульманская система образования включала две основные ступени: начальную – мактабы и среднюю – медресе. Содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса – оставались традиционными и серьезных изменений не претерпели.
Во время правления Темура (ХIV-ХV вв.) узбекская литература интенсивно развивалась. Самарканд и Герат становятся крупными центрами научно-литературной жизни. Литераторы, писавшие на староузбекском, сопротивлялись растворению и замене узбекского языка персидским, считавшимся основным носителем культурной традиции. Так, уже современник Темура Дурбек одним из первых вступил в этот спор. Он предложил свой вариант повести Юсуф и Зулейха (1409), освободив ее от религиозного налета и придав ей форму светской любовной повести. Другой поэт Саид Ахмед придал своему произведению Таашук-нама (1437) форму, схожую с персидскими аналогами Лятофта-намэ и Мухаббат-намэ. При дворе Шахруха жил известный лирик Лутфи – его мастерски написанные газели до сих пор распевают народные певцы.
ХV в. стал временем расцвета узбекской литературы. Она все больше освобождается от религиозных мотивов и становится подлинно художественной, получив в произведениях Алишера Навои свое наиболее полное и яркое воплощение.
Статьи по педагогике:
Влияние просвещенческих идей Корана на всемирную историю,
науку и культуру
Идеи нравственности и просветительства в Коране. Коран явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственности, не имевшей прецедентов в истории. Религиозное миросозерцание издревле характеризовалось идеей пророка, ...
Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...
В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...