Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура и просвещение в эпоху Амира Темура и темуридов

Страница 4

Реформы Улугбека потребовали новых учебников. Он и его сподвижники занялись созданием новой учебной литературы. Часть учебной литературы была создана в Средней Азии. Так, популярно было пособие по арабской грамматике поэта Абдурахмана Джами. По мнению Улугбека, учебники для медресе должны быть написаны в простой и доходчивой форме.

Улугбек отменил систему индивидуальных занятий и ввел метод «джамоа», близкий классно-урочной системе. Общую лекцию читали большой группе шогирдов в 70 человек, а практические занятия велись малой группе из 10–15 человек.

Лучшие выпускники медресе приглашались Улугбеком в обсерватории. С большой ответственностью он относился к подбору кадров мударрисов.

В период правления Улугбека укрепились культурно-экономические связи со многими государствами Востока и Запада, Центральной Азии. Заметен расцвет в устном народном творчестве. Героический народный эпос обрастает различными вариациями. В Самарканде создаются общины стихолюбов, которые на своих сборищах читают стихи Омара Хайяма, Фирдоуси, Физули, Ганджави и др. поэтов Востока. Творчество Улугбека, его философские, эстетические, общественно-политические и просветительские – педагогические взгляды оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли Центральной Азии.

Другой яркой фигурой, оставившей след не только в узбекской истории, литературы, но и в педагогике был основатель империи Великого Могола в Индии, последний из Тимуридов хан Захриддин Мухаммед Бобур (1483–1530).

Нуриддин Абдурахман Джами (1414–1492). Нуриддин Абдурахман Джами родился в Хорджирде, в округе Джам, в Хорасане. Начальное образование Абдурахман получил дома и в медресе проявил себя как способный и трудолюбивый студент., Профессора Герата не могли удовлетворить его жажду знаний. Он отправился в Самарканд – тогда центр культуры и науки в Средней Азии. Успешно закончив медресе Улугбека, Джами возвращается в Герат.

Скоро Джами становится известным как талантливый поэт и автор ученых трудов. Независимый характер помешал Джами занять государственную должность или вступить в ряды официального духовенства. Он стал членом суфийского ордена Бахауддина Накшбанди.

Он обладал большими познаниями во многих науках, хорошо знал арабский язык, математику, логику, астрономию, космографию, право и был знатоком искусства. Им написан «Трактат о музыке» Он оставил богатое наследие во многих областях науки и литературы.

Произведение Джами «Бахористон» («Весенний сад») является одним из лучших педагогических памятников таджикского народа XV в. «Бахаристан» написан по образцу «Гулистана» («Цветника роз») Саади. Каждая из 8 глав называется «равза», т.е. сад. В них помещены рассказы и притчи, составленные из высказываний суфиев, поучений мудрецов о жизни, поведении людей, даны биографии поэтов. По убеждению Джами, достоинство человека определяется не занимаемой им должностью, не богатством, а честным трудом: «Не золотом, не серебром прославлен человек, своим талантом, мастерством прославлен человек» – писал поэт. Джами уделяет огромное значение вопросам воспитания. Как и его предшественники, особенно Саади, он считает очень важным для молодого поколения овладение знаниями: знание освещает человеку путь в жизни и помогает ему преодолеть все трудности и препятствия, встречающиеся на его пути. Поддерживая мысль Саади, что знание должно быть связанным с практикой, Джами писал: «Раз занимаешься овладением наукой, старайся применить ее на практике. Ведь наука без практики – это отрава, которую нельзя пить». Целью овладения знаниями должна быть подготовка к тому, чтобы стать полезным для людей. Предшественники Джами говорили о значении знания для практики, он подчеркивал значение практики для закрепления старых и получения новых знаний:

Лишь к той тянись науке, что впрямь необходима,

Ту не ищи, какая тебе не столь нужна.

Когда усвоешь твердо основу благотворной.

Сил не жалея, действуй, так велит она.

Источником знания, великим учителем и наставником молодежи Джами считал книгу. Он призывал молодежь читать, любить и ценить ее. Через книги передается молодому поколению весь жизненный опыт и вся мудрость старшего поколения, поэтому книга – самый близкий друг человека. Джами высказывал мысль, что знание – продукт жизненной практики и~твор-чества людей, что знание создали люди и оставили его после себя для подрастающих поколений в книге.

Предшественники Джами мало говорили об учителе, отдавая предпочтение воспитанию в семье. Высоко оценивая значение и труд учителя, Джами в «Книге мудрости Искандера» рассказывает о мальчике, который учителю воздает почести больше, чем отцу. Идеальным учителем Джами считает воспитателя Александра Македонского Аристотеля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Преподаватель в системе дистанционного обучения
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических ...

Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...

Возможные структура и содержание непрерывного курса информатики для средней школы
Начало систематического обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы в нашей стране было положено в 1985г. на базе первой программы курса «Основы информатики и вычислительной техники». В основу ее разработки были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Указанные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru