Традиционные методы обучения в школе

Образование и воспитание » Методы обучения в современной школе » Традиционные методы обучения в школе

Страница 4

Проверочная беседа

Эта форма считается особой. Несмотря на то, что форма ее проведения совпадает с формами предыдущих типов бесед, здесь есть некоторые отличия. Прежде всего, связаны они с тем, что отдельные ее части являются очень важными. Так, во время этой беседы на вопросы отвечают несколько учеников, причем рассматривается уже изученный ранее материал. Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося.

Как правило, учитель сам задает вопрос и решает, кто из учеников на него ответит. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы. Для этого учитель иногда формулирует свой вопрос по-другому, не так, как сказано в учебнике, в связи с чем некачественно выученный материал дает о себе знать. Такой ученик не сможет на него ответить, потому что учил уроки недобросовестно. Иногда учитель выбирает учащегося раньше, чем задает вопрос. При такой беседе он после каждого ответа ученика должен не только поставить ему оценку, но и логически обосновать ее.

Иногда опрос по изученной теме проверочным методом совершается с целью выяснения, как усвоен теоретический материал. Порой проверочные беседы проводятся тогда, когда необходимо выяснить, насколько хорошо учащимися усвоены те или иные умения. Иногда проверочная беседа строится таким образом, что ученику необходимо применить все свои знания и умения на практике, а учитель уже оценивает их с точки зрения усвоенности и правильности. Однако одним из недостатков этого метода является то, что выявить знания и умения учитель сможет лишь в выборном порядке, не охватив весь класс. Но путем периодического опрашивания полная картина прилежания класса все-таки проявляется. Обычно проверочная беседа с одним учеником длится не более 5 или 10 мин.

Герменическая беседа

В переводе с греческого языка «герменическая» означает «толковать, объяснять». Существует наука под названием «герменевтика», цель которой — толкование и объяснение текстов, картин и музыкальных пьес. Герменическая беседа может проводиться и тогда, когда у учеников под руками есть тексты. Главная цель этого метода — научить ребенка самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопечных на правильное понимание и толкование текстов. Как и при остальных видах, в герменической беседе применяется вопросно-ответная форма.

К этому виду беседы относят и объяснительное чтение. Очень часто этот метод используют при изучении иностранных языков и при изложении общеизвестных понятий, например сведений по географии, истории и естествознанию. Этот метод используется наряду с другими. Он очень важен для обучения в младших классах.

Чтобы правильно применять метод беседы, необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, задавать вопрос или выдвигать проблему следует таким образом, чтобы это заинтересовало ученика. Основываться они должны на личном опыте и полученных ранее знаниях. Никакой из заданных учителем вопросов не должен быть слишком легким, важно, чтобы ученик мог все-таки над ним подумать.

Вопросы должны задаваться всему классу. Очень важно при этом удерживать внимание тех ребят, кто не задействован в беседе. Необходимо также учитывать желание ученика отвечать на вопросы. Надо помнить, чтобы они не были одинаково легкими или трудными: должны присутствовать как те, так и другие, чтобы и слабые ученики, и сильные могли принимать равное участие в беседе. Не следует забывать и о тех, кто замкнут и тих. Ведь то, что они не тянут руки и не отвечают хором, вместе со всеми, вовсе не означает, что они ничего не знают. Более того, следует следить за тем, чтобы на уроках не отвечали одни и те же школьники.

Не менее важно для удачного проведения беседы владеть методикой постановки вопроса. Вопросы должны быть простыми и конкретными. Более того, их задача — будить мысль учащихся.

У метода беседы есть ряд как преимуществ, так и недостатков. Во-первых, если учитель достаточно квалифицирован, то беседа оживит процесс обучения; есть и возможность осуществлять контроль за уровнем знаний. Этот метод способствует развитию правильной, грамотной речи у учеников. Более того, у них появляется возможность самостоятельно мыслить и приобретать новые знания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личност ...

Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...

Аддиктивное поведение - первый шаг к наркозависимости
В последнее время все чаще в социально-педагогической литературе рассматривается понятие «аддиктивное поведение». Мы будем опираться на определение аддиктивного поведения, предложенное С.А. Кулаковым (1989). Автор трактует аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими психоактивны ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru