Традиционные методы обучения в школе

Образование и воспитание » Методы обучения в современной школе » Традиционные методы обучения в школе

Страница 2

Чтобы ускорить процесс письменного фиксирования материала, учитель должен сообщить ученикам о возможности применения общепринятых сокращений и обозначений. В конце лекции ученики могут задавать вопросы. А ответы предлагается дать либо другим ученикам, либо их дает сам учитель.

При изложении материала учителю надо помнить о некоторых правилах. Во-первых, речь должна быть внятной, лаконичной и понятной. Во-вторых, следует избегать громоздких предложений, а возникающие по ходу изложения термины необходимо тут же разъяснять. Можно написать их на доске. Сюда же относятся труднопроизносимые имена и исторические даты.

Очень важно, чтобы ученики видели своего учителя во время изложения материала. Поэтому лучше, если он будет стоять на одном месте, а не расхаживать по классу. К тому же для установления необходимого контакта с классом сам учитель должен видеть всех школьников. Так ему будет легче удерживать их внимание. Одновременно он сможет видеть, успевают ли они усваивать излагаемый материал или им что-то непонятно.

Не менее важны мимика и жесты учителя. Для лучшего усвоения темы необходимо поделить ее на смысловые части и после каждой делать обобщающие выводы и подводить итоги. Очень полезно для усвоения материала повторение того, что сказал учитель, но своими словами. Если внимание класса чем-то отвлечено, не помешает делать паузы. Для сохранения внимания прекрасным способом является повышение и понижение голоса. Во время изложения материала учитель может задавать риторические вопросы, на которые ученикам желательно дать ответ. Если это младший класс, то записи должны выполняться под четким наблюдением учителя.

Существенную роль играет предварительная подготовка материала. Но это вовсе не значит, что на занятии учитель должен читать свой конспект. В записи можно заглядывать, чтобы не потерять ход мыслей и уточнить следующий этап изложения. И все-таки необходимо стремиться к тому, чтобы свободно рассказывать учебный материал.

Однако у изложения как метода обучения есть как преимущества, так и недостатки. Что касается преимуществ, то за максимально короткий срок, который отведен на объяснение материала, учитель может донести до учеников всю необходимую информацию. Кроме того, в этом есть и воспитательные цели.

Но есть и недостатки. Во-первых, во время изложения учителем материала ученики не могут быть достаточно активными. Самое большее, что они могут сделать, — это внимательно слушать его речь и задавать вопросы. Но в этом случае учитель не может в достаточной степени проверить, насколько учениками усвоены знания. Поэтому в первые годы обучения (до 3-го класса) этого метода учителю следует избегать или применять как можно реже. Более того, если все-таки изложение применяется, то оно не должно занимать больше 5 или 10 мин.

Можно повысить эффективность восприятия изложенного учителем материала, если одновременно обращаться к пособиям. Ученики смогут не только слушать учителя, но и заглядывать временами в пособие, если что-то станет непонятно. Особенно важно это в том случае, если необходимо наглядно показывать материал (например, описание внешнего вида животных или рассказ о том, как выглядели самые древние орудия труда). Для лучшего усвоения излагаемого материала можно использовать наглядные пособия (картины, фотографии, керосиновые лампы, часы и т.д.). Ну а чтобы речь была более яркой и наглядной, на доске можно рисовать схемы и таблицы.

Еще одним словесным методом является беседа. Характерный признак беседы — участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы, а ученики на них отвечают. В процессе учебы посредством этого метода ученики усваивают материал и получают новые знания, используя свое логическое мышление. Этот метод является прекрасным средством для закрепления и проверки изученного материала, а также для его повторения.

Применяет учитель метод беседы в том случае, когда учащиеся что-то уже знают по той или иной теме. Вопросы, на которые учащиеся уже знают ответы, чередуются с незнакомыми им. Во время беседы ученики связывают их вместе и приобретают таким образом новые знания, расширяя и углубляя уже известное им. Существует несколько видов беседы: катехизическая, эвристическая, проверочная, герменическая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Особенности восприятия и изучения лирики
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизнен ...

Правила написания числительных
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Примеры: 1. Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м. 2. Отобрать 15 т ...

Деятельность как фактор развития школьников
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru