Развитие речевой функции в дошкольном возрасте

Страница 2

К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

У детей в норме рано формируется навык словообразования, 4-летние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дошкольники 5-6 лет свободно изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных).

К 6 годам у ребенка бывают сформированы лишь основные параметры речедвигательных механизмов: сокращения мышц речевого аппарата в процессе речи недостаточно автоматизированы, речедвигательные стереотипы легко нарушаются при усложнении речевой задачи, координаторные взаимоотношения между отделами речедвигательного аппарата (в частности, между артикуляторным и дыхательным) неустойчивы.

Несмотря на большой словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т.п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, спонтанно под влиянием речи окружающих и правильных ее образцов.

В том случае, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем ребенку необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети проходят через, так называемые, физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны, главным образом, с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.

Следует отметить, что формирование речевой функции идет параллельно с изучением окружающего мира. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний и них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Воспитание личности
Воспитание в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существующих различий, имеющих ...

Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения
На базе учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирова ...

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнит ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru