Методы воспитания детей с недостатками слуха

Страница 1

Методы воспитания –

это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности.

В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко, И.Т. Огородникова, Г.И. Щукиной и др. В сурдопедагогике эта проблема отражена в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Н.Д. Ярмаченко.

Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха и современные требования общества к воспитанию подрастающего поколения, предлагается следующая классификация методов воспитания.

Информационные методы

(просвещение учеников в области норм морали, категорий нравственности и эстетики, этических понятий, общественной жизни страны). К этой группе относятся: беседа (общественно-политическая, этическая и эстетическая); рассказ педагога; разъяснение; просмотр фильма; чтение газет, книг; педагогическое требование; пример.

Практически-действенные методынаправлены на выработку умений, поведения учеников, формирование опыта жизни в коллективе, закрепление норм морали в собственной деятельности. К этой группе относятся методы приучения и упражнения; организации общественно полезной деятельности; воспитывающие ситуации, игра.

Стимулирующие методы воспитания– поощрение и наказание.

В практике воспитания все группы методов действуют взаимосвязанно и применяются с учетом возрастных, индивидуальных, в том числе и речевых возможностей учеников.

Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Воспитывая у школьников трудолюбие, педагог опирается на практически-действенные методы. Остальные в данном случае выполняют второстепенную роль. В воспитании интереса к искусству сначала преобладают информационные методы, а потом все больше привлекаются практически-действенные. В каждом конкретном случае возможное сочетание методов определяется задачей, стоящей перед педагогом, уровнем подготовленности детей к предстоящей работе.

В специальной школе применимы различные виды наказания: сначала внешнее проявление порицания – нахмуренный, строгий взгляд, покачивание головой, движение руки и т.п., потом вводится словесное обозначение порицания – «плохо», «стыдно», «некрасиво», «нехорошо».

Постепенно, с развитием коллектива, используется осуждение поступка не только педагогом, но и товарищами. Важно, чтобы мнение коллектива уважалось всеми его членами, тогда и осуждение, высказанное коллективом, воспринимается остро.

Кроме словесных форм наказания в специальной школе широко применяется естественное ограничение действий школьников: бегал по коридору в школе – постой, успокойся; сломал стул – почини его; толкнул товарища, нагрубил взрослым – извинись. Данный прием чрезвычайно эффективен, так как содержит не только исправление, допущенной ошибки в поведении, но и приучение к нормам морали.

Наказание ценно в воспитательном отношении лишь при определенных педагогических условиях: а) если проступок осознан учеником; б) если применяется нечасто, ибо привычка к наказанию снижает его эффективность; в) если наказание не причиняет физической боли и не унижает личность.

Прежде чем вынести взыскание, выясняются мотивы проступка с учетом характерологических особенностей ученика.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...

Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...

Развитие дистанционного обучения в РБ
Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национал ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru