Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зависимости между факторами, обусловливающими эффективность контролирования. В современной педагогической теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «контроль», «проверка», «учет».
Нередко они смешиваются, взаимозаменяются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.
Так, И.П. Подласый считает, что «общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Не вызывает сомнений, что важно проверять качество отдельных знаний, усваиваемых учащимися. Но ведь эти знания усваиваются учащимися не изолированно друг от друга, а в определенной системе, указанной программой и учебником. Каждое знание есть элемент системы знаний, и только в этой системе оно может быть по-настоящему понятно. Поэтому мы считаем, целесообразным в нашей работе уделить некоторое внимание проблеме определения системы качеств знаний, то есть мы попытаемся ответить на вопрос: что такое знание, и каким оно должно быть.
Поскольку мы хотим поговорить о знаниях предметно, то необходимо определить это понятие. Оказывается, в литературе знание определяется неоднозначно. Например, И.Я. Лернер приводит следующие возможные трактовки этого понятия: «… в одном нормативном издании знание трактуется как «духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотренное с точки зрения не процесса, а результата»; другой словарь обозначает знание как «идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира».
Все эти определения верны и в то же время недостаточны для педагогического изучения «знания». Педагогику интересуют знания прежде всего как результат процесса усвоения. Поскольку же процесс усвоения проходит ряд этапов, то важно уяснить понятие «знание» как результат каждого из этих этапов.
При любой организации обучения новому учебному материалу учащийся проходит три этапа его усвоения. Поэтому можно говорить о трех уровнях усвоения.
Первый этап состоит в осознанном восприятии информации об объекте усвоения и запоминании ее.
Другой этап, или уровень, усвоения представляет собой усвоение способов применения знания по образцу, включая легко опознаваемые вариации этого образца.
И, наконец, третий этап, или уровень, усвоения состоит в готовности обучающегося творчески применить усвоенную информацию в новой, незнакомой ему ситуации.
Для педагогики знания на первом уровне усвоения можно определить как «осознанно воспринятую и зафиксированную в памяти объективную информацию о тех или иных объектах действительности. На конечном этапе знание может быть определено как объективная информация об объекте, усвоенная до уровня осознания его внешних и внутренних связей, путей получения информации и готовности применить ее в сходных и незнакомых ситуациях. Или, короче, это информация, усвоенная на уровне творческого ее применения».
Мы будем иметь в виду последнее определение знаний, так как только в нем предполагается полноценность знаний личности во всей совокупности присущих им качеств.
Итак, понятие «знание» определено. Но нами был поставлен вопрос о выяснении системы качеств знаний, поэтому естественно определить и понятие «качество». Качеством принято называть свойство объекта, которое составляет его устойчивую, постоянную и выявляющую его сущность характеристику.
В педагогической литературе многие качества знаний подробно описаны, но нам важно определить именно систему качеств знаний учащихся, поэтому при написании данной работы мы обратились к труду И.Я. Лернера «Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?», что позволило нам не только выделить качества знаний, образующих систему, но и узнать пути достижения этих качеств, а также увидеть влияние одних качеств на другие.
Статьи по педагогике:
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...
Сотрудничество родителей со школой
Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значе ...
Отечественная педология в истории педагогической
антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...