Принципы воспитания детей с недостатками слуха

Страница 1

Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с недостатками слуха.

Принцип воспитания детей

на

основе их активной и самостоятельной деятельности.

Только в процессе организованной деятельности, имеющей общественную направленность, осуществляется всестороннее развитие учащихся. Деятельность глухих и слабослышащих строится с учетом их физических и психических особенностей. Она строго дозируется, чтобы не вызвать переутомления детей, контролируется педагогом или воспитателем.

Учитывая ограниченный жизненный опыт детей с недостатками слуха, важно помнить об обучении школьников тому или иному виду деятельности (показ образца поведения, подражание ему, оказание помощи детям в планировании и организации деятельности). Разъяснение и контроль педагога в процессе деятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначала педагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая ее, в то время как самостоятельность и активность школьников увеличиваются.

Наибольшую трудность представляет мотивация деятельности. Глухим детям понятнее конкретная личная цель деятельности, социальные же мотивы деятельности без специального воздействия педагога не формируются. Нужны большая разъяснительная работа, включение школьников в общественную жизнь, обучение способу выполнения той или иной деятельности, овладение нравственными категориями.

Принцип воспитания детей

в

коллективе

выдвинут и разработан А.С. Макаренко. Суть принципа в том, что коллектив, организованный в соответствии с требованиями морали, оказывает огромное воспитывающее влияние на каждого его члена. Подчинение требованиям коллектива, совместная деятельность, единая цель, интересы объединяют детей. В коллективной деятельности у учащихся развиваются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, формируется дисциплинированность, умение считаться с интересами и желаниями остальных членов коллектива. Без этих нравственных качеств немыслима жизнь человека в обществе.

В условиях специальной школы формирование коллектива несколько затруднено. Речевое недоразвитие ограничивает контакты воспитанников между собой, они более изолированы от своих сверстников. Труднее устанавливается и контакт с педагогом. Тем не менее разработанные А.С. Макаренко условия, предпосылки, этапы формирования коллектива являются исходными и при формировании коллектива детей с недостатками слуха. Особая роль в этой сложной работе принадлежит педагогу, его умению не подменять коллективное мнение своими требованиями, не подавлять коллектив силой своего авторитета, а тактично управлять его деятельностью.

Воспитание детей в коллективе не исключает индивидуальной работы педагога с воспитанниками. Наоборот, в коллективе педагог получает возможность лучше изучить личность каждого школьника, выявить его индивидуальные характерологические особенности.

Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка.

Этот принцип требует от сурдопедагога знания личности ребенка, его возможностей и особенностей физического и психического развития. Уважение к личности школьника проявляется в умении педагога выслушать объяснение ученика, понять мотивы, которыми он

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека ...

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...

Сущность понятий "объект", "модель", "моделирование"
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект». В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru