Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Профессиональное самоопределение старшеклассников » Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики.

Цель исследования состояла в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в подростковом возрасте.

С этой целью были проведены 2 методики: Дж. Холланда и Е.А Климова

Задачи исследования:

Проанализировать, какой тип личности преобладает у мальчиков, а какой у девочек.

Исследовать преобладание направленности в выборе сферы деятельности.

Разработка рекомендаций для правильного выбора профессии.

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий.

Для выявления возрастной динамики выбора профессии было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса. Исследование велось с использованием стандартных методик Е.А Кдлимова, и Дж. Холланда. Опросник Холланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова – к какой из групп профессий у учеников есть склонность.

Статьи по педагогике:

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха
Исследования советских психологов (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков) позволяют сделать вывод о возможности умственного развития неслышащнх в ходе специального обучения. Особое место в этом обучении занимает работа по формированию речи. ...

Основной источник страха у борцов и пути его преодоления
Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru