Так Платон отдавал предпочтение воспитанию в человеке трех начал: ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и выносливости, о необходимости интеллектуальной и моральной чистоты. Я.А. Коменский считал, что образование и воспитание направлено на достижение трех целей: познания себя и окружающего мира, управления собой и стремление к Богу. Идеалом образованного и воспитанного человека у Дж. Локка был "джентльмен, умеющий вести свои дела мудро и предусмотрительно". По мнению Канта "дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого". И. Гербарт целью воспитания считал "всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека". Прерогативу воспитания над обучением и образованием подчеркивал и К.Д. Ушинский: "влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями".
Резюмируя исторический опыт целеполагания в образовании, А.А. Радугин [9, C. 41] приводит основные факторы, влияющие на постановку целей в образовании и воспитании:
- потребности общества;
- уровень развития общества;
- уровень развития педагогической науки и практики;
- идеальный образ человека.
Последний наиболее полно отображает взаимосвязь образования и воспитания в процессе постановки конкретных целей именно через видение идеального образа. Очень удачно по этому поводу выразился А.А. Радугин: "Цель воспитания или образования нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности". Но идеалы, как это было сказано, со временем изменяются. Далее попробуем проследить, каким является образ идеальной личности в настоящее время.
Статьи по педагогике:
Учебно-материальная база технологического обучения
Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства ...
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...
Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. "Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль ...