Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач воспитания соответственно этой роли

Образование и воспитание » История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века » Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач воспитания соответственно этой роли

Страница 1

В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в образовательной системе объясняется, скорее всего, её социальным положением и общественным значением.

Интересно будет проследить, в чём видело само общество основную роль и назначение женщины, и как женщина воспринимала эту роль на протяжении всего времени.

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле родителей.

Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак. С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака. Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.

Многоженство и браки с близкими родственниками категорически запрещались. Дети признавались только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы христианской морали позволяли не более двух. Повторный брак или замужество благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод практиковался крайне редко. Однако, в этом вопросе церковь демонстрировала двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине рекомендовалось пострижение в монахини.

До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным контролем своих родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители были обязаны учить своих детей ремеслу.

Ведение домашнего хозяйства, было прямой обязанностью замужней женщины. Утром, «поднявшись с постели, умывшись и помолясь», жене следовало распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить, замесить… знала, сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка, «разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».

Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную, рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».

Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины.

В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.

В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей – явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал – христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) – в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Образовательная система в Финляндии: история и современность
Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом: Первая отличительная черта финской образовательной модели – развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образова ...

Обучение решению задач на движение с помощью схематического моделирования
На подготовительном этапе на основе движущихся моделей дети должны уяснить что значит двигаться навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Необходимо познакомить детей с элементами чертежей к задачам на движение и научить их вычерчивать по условию задачи. 24 м ?, на 8 м < ? м После т ...

Задачи и содержание работы по обучению детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм, строительного материала М.П. Агаповой, а также строител ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru