Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 4

Е.Н. Васильева, учитывая имеющиеся в специальной детской психологии данные об особенностях и возможностях формирования эмоциональной сферы у детей в старшем дошкольном возрасте, а также положения Л.С. Выготского о взаимосвязи в процессе развития «аффекта и интеллекта», предполагает, что:

1) нарушение темпа интеллектуального развития у детей с ЗПР, их личностного становления не может не сказаться на своеобразии формирования их эмоциональной сферы, в частности характеризующей их отношения к близким взрослым;

2) на формирование эмоционального отношения к близким людям у ребенка с ЗПР большое влияние оказывает специфика детско-родительских отношений;

3) специально разработанная система педагогических средств коррекции психического развития дошкольников с ЗПР в диагностика коррекционных группах в дошкольном учреждении может быть дополнена специфическим содержанием, нацеленным на коррекцию сферы их эмоционального развития.

Из всех видов деятельности, по мнению автора, наибольшую значимость приобретают те, в которых дети могут добиться реальных успехов, соответственно – пережить положительные эмоции, почувствовать уверенность в своих силах.

Л.С. Маркова считает, что музыка – это самый эмоциональный из всех видов искусств. Музыка близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Наблюдения автора показали, что нет детей, абсолютно равнодушных к музыке, следовательно, музыка поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих переживаниях путем сравнения некоторых музыкальных впечатлений с основными эмоциями, характеризующими человека.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

Специалисты считают, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно при условии включения в процесс воспитания и обучения одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон – музыкальной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

Я-концепция в структуре личности
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». Древние философы много внимания уделяли самопознанию личности. «Всем людям свойственно по ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru