Неуспеваемость глазами педагога

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимают комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиции. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группу риска. Исследования установили три группы причин школьных неудач:

1. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, неблагоприятная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях.

2. Причины биологического характера - наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцами приблизительно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Исследования показали более конкретные причины неудач в учебе:

- жесткая унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей.

- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, интеллектуализм, недооценка эмоций.

- неумение ставить цели обучения и отсутствия эффективного контроля за результатами.

- пренебрежение развитием ученика, практицизм, натаскивания. Дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:

1. педагогическая профилактика - поиск оптимальной педагогической системы, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, проведение тестов и т.д.

3. Педагогическая терапия - меры по отстранению отставаний в учебе. Дополнительные задания, занятия.

4. Воспитательное воздействие - индивидуально планируемая работа с детьми, которая включает и работу с семьей. Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный. Развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может - это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии. Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. Требовалось, прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают разного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. Какими же причинами определяется развитие личности? Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех факторов - наследственности, среды и воспитания. Педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.

Статьи по педагогике:

Гуманная педагогика в России
Б.М. Теплов (советский психолог) обратившись к детскому возрасту, справедливо заметил: "Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и работа воображения, и эмоциональное переживание, и "мысленное действование". Это по ...

Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
Человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества. Доказательством этого служит то, как менялось наше представление о человеке в зависим ...

Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru