Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте

Страница 1

Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков (В.И. Курбатов, М.А. Галагузова, З.В.Коробкина и В.А. Попова, В.И. Москалев и др.).

С. В. Березин считает, что профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.

Профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к старшим подросткам эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика – предотвращение аддитивного поведения старших подростков. Вторичная – предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная – реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

В дальнейшем мы более подробно остановимся на первичной профилактике наркотической зависимости, так как именно она позволяет значительно снизить количество школьников старшего подросткового возраста, впервые попробовавших наркотические вещества.

Работа по первичной профилактике должна включать в себя три компонента:

1. Образовательный компонент. Специфичность данного компонента заключается в умении дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость. Его целью является, понимание и осознание подростком, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ. Неспецифичность данного компонента, заключается в помощи детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе. Целью является формирование у молодого человека развитой концепции самопознания.

2. Психологический компонент, то есть коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих предрасположенность к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Его цель – это психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни. Его целью является формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Задачами первичной профилактики являются:

Изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов; сформировать группы лидеров-родителей). Сюда относится анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка.

Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).

Организация активного досуга подростков.

Формирование у подростков здорового образа жизни.

Формирование у подростков коммуникативных умений, навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения.

В настоящее время существует шесть практических подходов к организации первичной профилактики наркомании:

1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках, данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают прежде всего люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у таких подростков не формируется умение налаживать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью не могут открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там приняты ими.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...

Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...

Проект "А музыка звучит"
Глухим детям музыка позволяет не только гармонично войти в мир слышащих, но и обогатить его своим талантом, щедростью своей души, осветить его своим внутренним светом. Проект разработан Пермской Общественной социально-просветительской организацией "Согласие". Интеграция глухих детей в мир ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru