Понятие просодической стороны речи

Страница 6

Интонация перечисления. Смысловые отрезки с интонацией перечисления имеют место в простых предложениях с однородными членами, в сложносочиненных и некоторых видах бессоюзных предложений. Интонация перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.

Интонация вводности. С интонацией вводности произносятся вводные слова и предложения, в некоторых случаях – обращения. Эта интонация характеризуется тем, что вводное слово (предложение) произносится убыстренным по сравнению с членами предложения темпом, без логического ударения, не выделяется паузами.

Интонация обращения. Может быть двух типов. Обращение, стоящее в середине и конце предложения, может произноситься пониженным тоном, убыстренным темпом по сравнению с другими членами предложения, без логического ударения. Обращение, стоящее в начале, редко в конце предложения, может произноситься с усиленным логическим ударением и глубокой паузой, отделяющей его от членов предложения, - такая интонация называется звательной.

Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса.

Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части. Первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза. Произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика предложения соответствует его синтаксической конструкции. С интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции:

- сложное бессоюзное предложение, части которого находятся в отношениях причинных и пояснительных;

- предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово;

- предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.

Интонация противопоставления. Эта интонация характерна:

- для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями: противительными, условными, временными;

- для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия;

- для простого предложения с пропущенным членом;

- для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка.

На письме интонация противопоставления обозначается тире. Ее приметы:

- деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи) ;

- резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой;

- вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.

Правильное восприятие и воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счет развития физического слуха, речевого слуха, а также слухового внимания.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:

фонематический слух,

звуковысотный слух,

восприятие темпа речи и голоса,

ритмический слух.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, интонацию.

Звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.

Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, т.е. способности дифференцировать на слух звучание различных слов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Некоторые общие тенденции современной западной педагогики
В основе многочисленных педагогических концепций лежат различные философские теории. На западную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм и бихевиоризм. Но в современном мире, стремящемся к инте ...

Понятие о методе обучения
Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям. В наше время развитию творческих сп ...

Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых с ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru