Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:
• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
• определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
• привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);
• привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);
• определить подходящий для высказывания темп речи;
• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;
• произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.
Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.
“Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:
“Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.
“Дождик”. Логопед читает стихотворение:
Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.
Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
“Дятел”. Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:
Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.
Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.
Вывод: формирование просодической стороны речи на 1 подготовительном этапе включает следующие направления коррекционной работы:
1.Работа над речевым дыханием.
2.Работа над голосом.
3.Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
На следующих этапах эта работа продолжается на стадии автоматизации.
2 этап.
Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
В задачи этого этапа входит:
- показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
- познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
Логопедическая работа проводится в определенной последовательности и осуществляется в 5 направлениях:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. |
Знакомство с повествовательной интонацией. |
Знакомство с вопросительной интонацией. |
Знакомство с восклицател. интонацией |
Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. |
Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
Статьи по педагогике:
Практическая сущность УМК
Исходя из принципа модульности, УМК должен делиться на модули, то есть модуль – структурная единица УМК. Он служит для выделения границ частей учебного материала. В совокупности эти части составляют упорядоченную структуру, которая способствует последовательному усвоению материала с промежуточным к ...
Учебная дисциплина, учебный предмет
Прежде чем рассмотреть «Природопользование» как учебную дисциплину, необходимо понять, что представляет собой понятие «учебная дисциплина». И при определении структуры и содержания учебной дисциплины «Природопользование», каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную про ...
Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте "Рождество – праздник во всём мире"
Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская… Приобщение ребенка к христианской культуре, не столько социальная необходимость, с ...