Формирование темповой организации высказывания

Страница 4

Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

Развитие дифференциации различных видов интонации строится следующим образом.

Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произнести предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком. Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением знаков: ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

«Восклицательный знак».

Друзья! В произведениях стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения с особым выражением произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!

«Вопросительный знак»

Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.

«Точка»

У нее особый пост в самой малой строчке. Если точка — Вывод прост: это значит — Точка.

Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

редложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, произнесет их мама: “Ты дрался, да? Ты что — немой? Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу: “Не дрался, не . Свалился с дерева, и вот .”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет, войдет и скажет: “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

Вывод: Второй этап включает работу по всем видам интонации в импрессивной речи. (На уровне восприятия).

3этап.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

- формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи в соответствии с основными видами интонации русского языка;

- дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи;

- соблюдение логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, развития его гибкости, модуляции, , по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. (подготовительный этап работы). На 3 этапе идет автоматизация умения правильного речевого дыхания, владения голосом при формировании различных интонационных структур в экспрессивной речи. Выразительное чтение предложений с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз. Формирование правильного использования этих компонентов интонации идет одновременно с формированием интонационной выразительности речи.

Логопедическая работа на этом этапе проводится в 6 направлениях:

1

2

3

4

5

6

Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

Работа над интонацией восклицательного предложения.

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Работа над речевой паузой в тексте, предложении.

работа над правильной постановкой логических ударений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Классификация досуга по числу участников
По количеству участников формы досуга могут быть: - индивидуальные (чтение книг, просмотр фильмов и телепередач, прогулка, занятия спортом, рисованием, музыкой и т.п.); - групповые (занятия в секциях, кружках, по разным направлениям, экскурсии); - массовые (фестивали, праздники, конкурсы, соревнова ...

Учебная деятельность студентов и физическое воспитание
Известно, что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических занятий в неделю. Проходят они, за исключением уроков физкультуры, в аудиториях и лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим нормам. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с ...

Тестирование, проективные методы
Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контроллируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса. По функциональным признака ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru