Формирование темповой организации высказывания

Страница 4

Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

Развитие дифференциации различных видов интонации строится следующим образом.

Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произнести предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком. Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением знаков: ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

«Восклицательный знак».

Друзья! В произведениях стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения с особым выражением произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!

«Вопросительный знак»

Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.

«Точка»

У нее особый пост в самой малой строчке. Если точка — Вывод прост: это значит — Точка.

Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

редложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, произнесет их мама: “Ты дрался, да? Ты что — немой? Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу: “Не дрался, не . Свалился с дерева, и вот .”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет, войдет и скажет: “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

Вывод: Второй этап включает работу по всем видам интонации в импрессивной речи. (На уровне восприятия).

3этап.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

- формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи в соответствии с основными видами интонации русского языка;

- дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи;

- соблюдение логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, развития его гибкости, модуляции, , по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. (подготовительный этап работы). На 3 этапе идет автоматизация умения правильного речевого дыхания, владения голосом при формировании различных интонационных структур в экспрессивной речи. Выразительное чтение предложений с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз. Формирование правильного использования этих компонентов интонации идет одновременно с формированием интонационной выразительности речи.

Логопедическая работа на этом этапе проводится в 6 направлениях:

1

2

3

4

5

6

Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

Работа над интонацией восклицательного предложения.

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Работа над речевой паузой в тексте, предложении.

работа над правильной постановкой логических ударений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...

Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
При глубоком рассмотрении индивидуаль­ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель­но-профилактического воздействия на личность несовершенно­летнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав­ственно-воспитательной, культур ...

Лингвистические особенности художественных текстов
Из всего жанрового разнообразия текстов, которые могут быть предназначены для обучения чтению на среднем этапе, мы в данной работе выделяем французские художественные тексты, поскольку именно в них содержится и наиболее полно отражается информация о различных сферах жизни в стране изучаемого языка, ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru