Специфика правосознания детей дошкольного возраста

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Специфика правосознания детей дошкольного возраста

Страница 2

Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о социальной ценности, а главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами правовая культура личности — это позитивное правовое мышление в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта — ее важная составная часть.

Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовую культуру личности составляют правосознание, правовое мышление и правомерное поведение. Правовая культура личности способствует выработке культурного стиля общения и деятельности в социуме, который формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в жизнедеятельности, спецификой решения различных проблем, выражающийся в особенностях выбора варианта правомерных действий в границах, которые определены нормами права. Правовое мышление влияет на процесс правовой социализации личности. Овладение способами поведения, соответствующими нормам права, является правовой социализацией личности, в процессе которой происходит включение в нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом и составляющими основу правосознания индивида.

Правосознание ребенка дошкольного возраста только начинает развиваться. Оно складывается из правопослушности, правового мышления мировоззренческих взглядов ребенка и духовно - нравственного развития. Правопослушность для ребенка, прежде всего, развивается в семье в процессе послушания родителям. От родителей ребенок узнает, как нужно вести себя в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения.

Но степень и глубина усвоения образцов поведения нравственно - правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориентаций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже к воспитателям и учителям ребенок усваивает не только содержание процесса общения, то есть не только то, что говорят, но и отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы. При этом усваиваются и перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек.

Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости. При негативном отношении ребенка к определенным лицам отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

С целью развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, активизирующей духовную рефлексию, стимулирующей развитие духовных и творческих способностей. По нашему мнению, целенаправленная организация творческой деятельности, содержанием которой являются духовно-нравственные ценности и правовые нормы, будет способствовать развитию духовной деятельности — внутренней работе индивида, в результате которой происходит развитие правового мышления и в целом правового сознания.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте­пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес­кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних . и в соответсвии с нашим ...

Подготовка конкурентно-способных кадров – цель программных документов по реформированию системы образования Узбекистана
Реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Образовании». Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, ...

Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности
Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения. Зарождается привыкание уча ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru