Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о социальной ценности, а главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами правовая культура личности — это позитивное правовое мышление в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта — ее важная составная часть.
Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовую культуру личности составляют правосознание, правовое мышление и правомерное поведение. Правовая культура личности способствует выработке культурного стиля общения и деятельности в социуме, который формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества.
Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в жизнедеятельности, спецификой решения различных проблем, выражающийся в особенностях выбора варианта правомерных действий в границах, которые определены нормами права. Правовое мышление влияет на процесс правовой социализации личности. Овладение способами поведения, соответствующими нормам права, является правовой социализацией личности, в процессе которой происходит включение в нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом и составляющими основу правосознания индивида.
Правосознание ребенка дошкольного возраста только начинает развиваться. Оно складывается из правопослушности, правового мышления мировоззренческих взглядов ребенка и духовно - нравственного развития. Правопослушность для ребенка, прежде всего, развивается в семье в процессе послушания родителям. От родителей ребенок узнает, как нужно вести себя в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения.
Но степень и глубина усвоения образцов поведения нравственно - правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориентаций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже к воспитателям и учителям ребенок усваивает не только содержание процесса общения, то есть не только то, что говорят, но и отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы. При этом усваиваются и перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек.
Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости. При негативном отношении ребенка к определенным лицам отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.
С целью развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, активизирующей духовную рефлексию, стимулирующей развитие духовных и творческих способностей. По нашему мнению, целенаправленная организация творческой деятельности, содержанием которой являются духовно-нравственные ценности и правовые нормы, будет способствовать развитию духовной деятельности — внутренней работе индивида, в результате которой происходит развитие правового мышления и в целом правового сознания.
Статьи по педагогике:
Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для
нравственно-патриотического воспитания
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, запускаются процессы становления и формирования социокультурного опыта. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знае ...
Анализ результатов применения методики преподавания географии Э.В. Ким,
Г.Я. Лисенковой по теме «Арктика. Арктические моря. Северный Морской Путь»
По результатам тестирования 72% испытуемых получили отметку «отлично», 20% – отметку «хорошо» и 8% – отметку «удовлетворительно». Рис. 2. Диаграмма результатов тестирования Часто встречающимся результатом был показатель в 6 правильных ответов на первые 6 вопросов плюс два правильных ответа на после ...
Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме
«Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...