Специфика правосознания детей дошкольного возраста

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Специфика правосознания детей дошкольного возраста

Страница 2

Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о социальной ценности, а главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами правовая культура личности — это позитивное правовое мышление в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта — ее важная составная часть.

Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовую культуру личности составляют правосознание, правовое мышление и правомерное поведение. Правовая культура личности способствует выработке культурного стиля общения и деятельности в социуме, который формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в жизнедеятельности, спецификой решения различных проблем, выражающийся в особенностях выбора варианта правомерных действий в границах, которые определены нормами права. Правовое мышление влияет на процесс правовой социализации личности. Овладение способами поведения, соответствующими нормам права, является правовой социализацией личности, в процессе которой происходит включение в нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом и составляющими основу правосознания индивида.

Правосознание ребенка дошкольного возраста только начинает развиваться. Оно складывается из правопослушности, правового мышления мировоззренческих взглядов ребенка и духовно - нравственного развития. Правопослушность для ребенка, прежде всего, развивается в семье в процессе послушания родителям. От родителей ребенок узнает, как нужно вести себя в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения.

Но степень и глубина усвоения образцов поведения нравственно - правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориентаций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже к воспитателям и учителям ребенок усваивает не только содержание процесса общения, то есть не только то, что говорят, но и отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы. При этом усваиваются и перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек.

Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости. При негативном отношении ребенка к определенным лицам отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

С целью развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, активизирующей духовную рефлексию, стимулирующей развитие духовных и творческих способностей. По нашему мнению, целенаправленная организация творческой деятельности, содержанием которой являются духовно-нравственные ценности и правовые нормы, будет способствовать развитию духовной деятельности — внутренней работе индивида, в результате которой происходит развитие правового мышления и в целом правового сознания.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Теория создания тестов для системы образования
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использован ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru