Педагогическая антропология как методология педагогики

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Педагогическая антропология как методология педагогики

Страница 5

В процессе развития педагогической антропологии необходимо разрешить целый ряд противоречии между:

· философской природой педагогики и ее оторванностью от философских учений;

· огромными возможностями педагогической антропологии и неиспользованием ее возможностей современной педагогикой;

· значением методологии для педагогики и недостаточной разработанностью ее подходов;

· основным положением описательной психологии («человека нельзя познать и объяснить, его можно лишь понять и описать») и неразработанностью «понимающих подходов»;

· быстро меняющимся ценностно-смысловым наполнением сути педагогических процессов и их реальным содержанием;

· новым смыслом педагогической деятельности и использованием прежних нормативных моделей;

· новым пониманием педагогических форм и ориентацией практики на традиционные формы и методы работы.

Антропологический подход в педагогике отличается вниманиём к многофакторным истокам и процессам развития личности, к педагогическому вмешательству в их протекание. Педагоги-антропологи исследуют взаимодействие биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности.

B основе каждой науки лежит система принципов, на которых строится сама эта научная область и применение ее положений, в данном случае к анализу процессов в собственно педагогике, если педагогическая антропология развивается как методологическая дисциплина. К ним на данном этапе развития педагогической антропологии можно отнести следующие принципы:

· антропологический, предписывающий рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание, сущности человека;

· целостности и уникальности человека;

· онтологический, требующий рассматривать воспитание как модус (способ, вид) бытия человека, а понятие «воспитание» - как онтологическую категорию;

· единства общего, особенного и единичного в познании человека;

· осмысления сущности воспитания как взаимодействия общечеловече­ского, конкретно-исторического и национального компонентов культуры;

· неопределенности результатов педагогического воздействия или взаимодействия и неизмеримости, безмасштабности человека, невозможности его исчерпывающего постижения и окончательного определения;

· понимания детства как первопричины всего последующёго в жизни человека;

· признания способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;

· креативности, обязывающий использовать только те педагогические формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника;

· диалогизма, предусматривающий использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера, предоставляющих воспитаннику возможность свободной диалогической самореализации в общении с воспитателем, миром культуры, с самим собой;

· самопознания; предъявляющий к педагогическим методам, средствам, организационным формам требование - быть методами, средствами, формами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации;

· свободы самовыражения и самостановления личности в процессе образования и воспитания;

· признания понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых педагогических методов, форм и средств.

Источники. Педагогическая антропология черпает свой материал из всех областей человекознания, а также из религии, искусства и практики: Философская антропология выступает как один из главных источников педагогической антропологии, поскольку представляет собой не только системное целостное, но и всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве. Философско-антропологический подход осуществляет интеграцию педагогического знания, на основе которого вырабатывает собственное представление о человеке и является, таки образом, методологией педагогической антропологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Современная образовательная система в Турции: традиция и тенденции развития
Система образования Турции. Систему образования составляют два основных подразделения, называемых «формальным» и «неформальным» образованием. Формальное образование – это «дошкольное образование», «начальное образование», «среднее образование», и «высшее образование». «Неформальное образование» – э ...

Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый восп ...

Функциональное состояние как биологическая основа проявления личности и поведения
Оценка взаимосвязи генотипа и его фенотипического проявления всегда остается одной из фундаментальных проблем науки. В отношении характера считается, что именно биологические процессы определяют его. Генотип играет более важную роль в формировании соответствующего ему поведения, чем окружающая сред ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru