Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:
а) культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;
б) постановка ребенка в ситуации выбора;
в) обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
г) ориентация на особенности возрастного развития подростка.
Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для развития социальной компетентности важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации. Модель развития социальной компетентности подростков в школе, представленная в таблице 1, состоит из взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-деятельностного, технологического, результативного. Состояние каждого компонента модели, их взаимодействие определяется процессом социально-педагогической работы и педагогическим управлением.
Таблица 1. Модель развития социальной компетентности подростков в школе
Целевой блок | ||||
Цель |
развитие социальной компетентности младшего подростка | |||
Задачи |
развитие когнитивного компонента |
Развитие личностного компонента |
Развитие деятельностного компонента |
Развитие нравственно-ценностного компонента |
Организационно-деятельностный блок | ||||
Принципы |
Системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов | |||
Условия |
Социальные, индивидуально-психологические, организационно-педагогические | |||
Функции |
аналитико-диагностические |
прогностические |
социально-педагогическая поддержка |
социально-профилактические |
Технологический блок | ||
Этапы |
Диагностический | |
Прогностический | ||
Практический | ||
Оценочно-рефлексивный | ||
Пути развития социальной компетентности |
Учебный процесс | |
Воспитательная работа | ||
Дополнительное образование | ||
Работа с родителями | ||
Результативный блок | ||
Критерии |
Показатели | |
Коммуникативность |
Общительность, уверенность в себе, организованность | |
Социализация |
Социальная адаптированность, социальная активность, самостоятельность, нравственность | |
Результат |
Социально компетентный подросток | |
Статьи по педагогике:
В чем заключается специфика педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаим ...
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...
Божественная пропорция в искусстве
Золотое сечение в архитектуре Рис. 12 В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что если некоторые пропорции в здании кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. З ...