Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:
а) культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;
б) постановка ребенка в ситуации выбора;
в) обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
г) ориентация на особенности возрастного развития подростка.
Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для развития социальной компетентности важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации. Модель развития социальной компетентности подростков в школе, представленная в таблице 1, состоит из взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-деятельностного, технологического, результативного. Состояние каждого компонента модели, их взаимодействие определяется процессом социально-педагогической работы и педагогическим управлением.
Таблица 1. Модель развития социальной компетентности подростков в школе
|
Целевой блок | ||||
|
Цель |
развитие социальной компетентности младшего подростка | |||
|
Задачи |
развитие когнитивного компонента |
Развитие личностного компонента |
Развитие деятельностного компонента |
Развитие нравственно-ценностного компонента |
|
Организационно-деятельностный блок | ||||
|
Принципы |
Системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов | |||
|
Условия |
Социальные, индивидуально-психологические, организационно-педагогические | |||
|
Функции |
аналитико-диагностические |
прогностические |
социально-педагогическая поддержка |
социально-профилактические |
|
Технологический блок | ||
|
Этапы |
Диагностический | |
|
Прогностический | ||
|
Практический | ||
|
Оценочно-рефлексивный | ||
|
Пути развития социальной компетентности |
Учебный процесс | |
|
Воспитательная работа | ||
|
Дополнительное образование | ||
|
Работа с родителями | ||
|
Результативный блок | ||
|
Критерии |
Показатели | |
|
Коммуникативность |
Общительность, уверенность в себе, организованность | |
|
Социализация |
Социальная адаптированность, социальная активность, самостоятельность, нравственность | |
|
Результат |
Социально компетентный подросток | |
Статьи по педагогике:
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...
Возможные структура и содержание непрерывного курса
информатики для средней школы
Начало систематического обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы в нашей стране было положено в 1985г. на базе первой программы курса «Основы информатики и вычислительной техники». В основу ее разработки были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Указанные ...
Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции
учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...