Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Образование и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Страница 6

1. По времени проведения: – без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности: – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату: – жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; – свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели: – обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; – констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; – поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

5. По методологии проведения:

– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);

– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» — для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);

– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

Опираясь на вышеизложенное, задается представление о многообразии игр и их результативности. Так же понимаем, что игра не может подходить под один описанный критерий, она полифункциональна и может рассматривать широкий спектр в зависимости от сценария.

Таким образом, деловая игра, является эффективным средством для развития социальных и ключевых компетентностей, также она выполняет функцию профессионального самоопределения и является мощным средством по сплочению отношений школьников.

В таблице 5 указаны преимущества вышерассмотренных технологий.

Таблица 5. Педагогические технологии, используемые в работе учителя по развитию социальной компетентности подростков

Педагогические технологии

Основные преимущества технологии

Групповые технологии

Самостоятельно или с помощью учителя устанавливаются нормы общения и взаимодействия в малых группах, выбираются направления работы и средства для решения общей задачи;

формируется умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать;

возможность чувствовать себя раскованно, работать в индивидуальном темпе;

ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Проектные технологии

Мотивация учебной деятельности,

создание ситуации успеха,

создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,

организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель»,

организация самоанализа собственной деятельности.

Игровые технологии

Установление позитивной взаимосвязи между членами группы; формирование определённых умений и навыков, необходимые для практической деятельности;

необходимость индивидуального вклада в результат учения;

непосредственное взаимодействие учащихся, оказание взаимопомощи, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;

наличие достаточно развитых коммуникативных и навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Определение золотого сечения
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый школьник, а что такое золотое сечение – далеко не все. Пропорция – ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Воспитание в Спарте
Здесь было намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев, отчасти - особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшей над многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все свое внимание на развитие физической ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru