В технологическом блоке модели развития социальной компетентности подростков можно определить четыре пути развития: учебный процесс, воспитательная работа (внеурочная деятельность), дополнительное образование и работа с родителями. Методическую базу по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2. Методическая база по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся
Социальная компетентность | |||||
Развитие навыков межличностного общения |
Решение практических задач, ситуации выбора |
Привитие духовно-нравственных ценностей | |||
Групповая работа |
Ролевые игры |
Работа в парах сменного состава |
Дискуссионные методики обучения |
Проектная деятельность, решение задач по выбору |
Конкурсы сочинений, проекты |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:
организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
На наш взгляд, эти задачи можно решить в специально организованном процессе не только во внеурочное время, но и на уроке.
Мы остановимся на трех педагогических технологиях, которые решают (на наш взгляд) проблемы развития социальной компетентности подростков наиболее оптимально. Это групповые, проектные и игровые технологии.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Групповые технологии.
Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений.
Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное -иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить пять базовых условий, на которых строится сотрудничество в малых учебных группах.
Первое условие вовлечения учащихся в групповую учебную деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы.
Статьи по педагогике:
Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном
этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...
План занятий математического кружка учащихся 5-х классов и методические
рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. Некоторые темы, предлагаемые для изучения на занятиях математического кружка, напрямую не связаны с изучением программного материала. Это такие темы как «Принцип Дирихле», «Арифметика Магн ...
Эмоциональный процесс
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональн ...