Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Образование и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Страница 2

В технологическом блоке модели развития социальной компетентности подростков можно определить четыре пути развития: учебный процесс, воспитательная работа (внеурочная деятельность), дополнительное образование и работа с родителями. Методическую базу по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы 2.

Таблица 2. Методическая база по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся

Социальная компетентность

Развитие навыков межличностного общения

Решение практических задач, ситуации выбора

Привитие духовно-нравственных ценностей

Групповая работа

Ролевые игры

Работа в парах сменного состава

Дискуссионные методики обучения

Проектная деятельность, решение задач по выбору

Конкурсы сочинений,

проекты

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:

организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;

предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;

систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;

обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

На наш взгляд, эти задачи можно решить в специально организованном процессе не только во внеурочное время, но и на уроке.

Мы остановимся на трех педагогических технологиях, которые решают (на наш взгляд) проблемы развития социальной компетентности подростков наиболее оптимально. Это групповые, проектные и игровые технологии.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Групповые технологии.

Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений.

Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное -иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.

Психолого-педагогические исследования позволили выявить пять базовых условий, на которых строится сотрудничество в малых учебных группах.

Первое условие вовлечения учащихся в групповую учебную деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Культура и образование
В рассмотрении данной проблемы возникают вопросы: какое место образование занимает в культуре, что такое культурология образования, что такое культура образования? Образование в пространстве культуры. Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует об ...

Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...

Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району. Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский рай ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru