В технологическом блоке модели развития социальной компетентности подростков можно определить четыре пути развития: учебный процесс, воспитательная работа (внеурочная деятельность), дополнительное образование и работа с родителями. Методическую базу по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2. Методическая база по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся
|
Социальная компетентность | |||||
|
Развитие навыков межличностного общения |
Решение практических задач, ситуации выбора |
Привитие духовно-нравственных ценностей | |||
|
Групповая работа |
Ролевые игры |
Работа в парах сменного состава |
Дискуссионные методики обучения |
Проектная деятельность, решение задач по выбору |
Конкурсы сочинений, проекты |
|
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:
организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
На наш взгляд, эти задачи можно решить в специально организованном процессе не только во внеурочное время, но и на уроке.
Мы остановимся на трех педагогических технологиях, которые решают (на наш взгляд) проблемы развития социальной компетентности подростков наиболее оптимально. Это групповые, проектные и игровые технологии.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Групповые технологии.
Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений.
Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное -иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить пять базовых условий, на которых строится сотрудничество в малых учебных группах.
Первое условие вовлечения учащихся в групповую учебную деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы.
Статьи по педагогике:
Женское воспитание и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, з ...
Типы отклонений в социальном поведении
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным разв ...
Основной источник страха у борцов и
пути его преодоления
Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют ...