Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи

Образование и воспитание » Особенности функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи » Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи

Страница 4

Например, при аномалии строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) нередко бывают обнаружены отклонения в фонематическом восприятии, которые носят чаще всего вторичный характер. Первично нарушенным звеном оказывается артикуляция, принимающая участие в анализе речевых звуков. Дети, страдающие аномалиями строения и функции речевого аппарата, испытывают значительные трудности, когда надо произвести анализ звуков, входящих в состав записываемого слова, т.к. у них отсутствует опора на четкую кинестезию. Поэтому в письме они допускают значительное количество ошибок на замену букв. Эти ошибки по частоте нередко превышают прочие и в процессе коррекционного воздействия устраняются значительно труднее.

Таким образом, для качественной характеристики структуры нарушения письма имеет значение не только характер и соотношение различного вида ошибок, но и степень их преодолеваемости, а для выбора наиболее рациональных приемов обучения — состояние компенсаторных возможностей. Например, опора на оральный образ, контроль за чужой или своей артикуляцией в процессе письма может существенно улучшить состояние письма у указанной категории детей.

Недоразвитие слухового восприятия имеет вторичный характер и в тех случаях, когда у детей обнаруживается недостаточная познавательная активность при ослабленном произвольном внимании и неустойчивость деятельности. Нарушения активной психической деятельности проявляются как в устной речи, так и в письме. При этом страдает письмо под диктовку и списывание текста. Ошибки письма носят лабильный характер: при направленном внимании ребенок может написать правильно, при отвлечении — допустить ошибку. Замены и смешения букв могут быть результатом как фонетического, так и графического сходства.

При преодолении нарушения письма в этих случаях недостаточно только спланировать работу, направленную на коррекцию произношения и развитие звукового анализа — необходимо предусмотреть нормализацию произвольной деятельности детей.

Если в письме имеются замены и перестановки букв, а также пропуски или вставки лишних, ошибки на неправильное употребление падежных окончаний, пропуски и замены предлогов, неправильное согласование слов в роде, падеже и т.д., это свидетельствует о незаконченном формировании грамматического оформления письменной речи при ее общем недоразвитии. Для более точной оценки должны быть использованы и данные обследования устной речи.

При полной несформированности письма или грубом его нарушении, обусловленном общим недоразвитием речи, ребенок нуждается в систематическом обучении в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

При нарушениях письма, связанных с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, в процессе его коррекции необходимо помочь детям накопить речевой опыт в использовании различных языковых средств. При этом направления коррекционного обучения расширяются. Они касаются не только нормализации звуковой стороны речи детей, но и распространяются на развитие и обогащение их лексического запаса и обучение грамматически правильной устной речи. Необходимо научить детей различать не только звуки и слова, но и отдельные значимые части слова (морфемы), переносить навыки морфологического членения слов на новый грамматический материал.

Для уточнения или закрепления того или иного правила грамматики и правописания необходимо помочь детям овладеть различными структурами предложения, правильно передавать в них связь слов. Закрепление грамматически правильного использования детьми различных видов предложений должно происходить в процессе развития связной устной и письменной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком
В экспериментальном классе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, у учащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме. Таблица 1 Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальном классах В экспериментальном классе В контроль ...

Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...

Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие: Вводное занятие (2ч) Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное раз ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru