Только при соблюдении указанных условий можно научить детей писать грамотно.
Цель исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Особенности функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи » можно сделать ряд выводов:
Количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Поэтому важно, чтобы уже в детских дошкольных учреждениях с первых дней обучения обратили внимание на детей с нарушениями речи, на допускаемые ими ошибки в произношении, так как затем они появятся в чтении и письме.
Таким детям необходима помощь логопеда и психолога, совместная работа которых с воспитателем позволит осуществить индивидуальный дифференцированный подход к детям с общим недоразвитием речи и нарушением фонематического слуха. Это возможно как в рамках государственных образовательных учреждений), так и в массовых школах после специального обследования детей.
Нарушения функционального базиса письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление предрасположенности к нарушению, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми в целях предупреждения более грубых нарушений на этапе овладения чтением и письмом.
Высокая распространенность нарушений письма у старших дошкольников, недостаточная эффективность логопедической работы, направленной на выявление, предупреждение и коррекцию указанных расстройств, зачастую обусловливают серьезные трудности обучения в целом и препятствуют полноценному овладению детьми академическими знаниями. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста. Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют определенные отклонения в развитии устно-речевых, сенсомоторных и психических компонентов, составляющих необходимые предпосылки для формирования правильной письменной речи (чтения и письма).
Коррекционно-педагогическая работа, построенная с учетом особенностей развития устной речи, сенсомоторных и психических процессов дошкольников с общим недоразвитием речи сможет обеспечить качественное развитие у этих детей необходимых компонентов, составляющих основу письменной речи, и будет результативно способствовать предупреждению у них нарушений чтения и письма в период начального школьного обучения.
Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать специальные комплексные программы обследования дошкольников, направленные на выявление группы риска возникновения дисграфии.
Комплексность таких программ должна состоять в том, что в них следует включать исследование как вербальных, так и невербальных функций, лежащих в основе формирования навыка чтения и письма.
Сведения о сформированности каких-либо отдельных показателей психического развития ребенка, как правило, не позволяют достоверно оценить состояние функционального базиса письма.
В то же время комплексное изучение у дошкольников уровня развития указанных функций поможет выявить группу риска возникновения дисграфии и обоснованно использовать адекватные меры для оказания помощи каждому ребенку.
Статьи по педагогике:
Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широко ...
Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...
Методические основы проверки знаний учащихся
В этом пункте мы ответим на вопрос: какие функции несет в процессе обучения проверка знаний учащихся как закономерная часть этого процесса? Как необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет в этом процессе свои особые, специфические, только ей присущие функции и общие функ ...