Сущность и основные понятия дистанционного обучения

Страница 2

видеоконференция – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО. Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

принцип интерактивности;

принцип стартовых знаний;

принцип индивидуализации;

принцип идентификации;

принцип регламентности обучения;

принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.

заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности;

при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись.

Изначально заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок. Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и ...

Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте­пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес­кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних . и в соответсвии с нашим ...

«Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru