Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости

Страница 2

Более 400 одаренных подростков получают стипендию фонда М. Улугбека. С 1993 года ежегодно до 100 учащихся, прошедших тестовые испытания по линии американской организации «АКСЕЛС», направляются на учебу в США. С 1992 года победители школьной республиканской олимпиады зачисляются в вузы без тестовых испытаний. Эти примеры иллюстрируют закрепленное 41-й статьей Конституции право на образование, гарантии получения бесплатного образования.

В школах и других образовательных учреждениях идет активная «подписка» всей работы духовного и просветительского направления национальными ценностями и народной педагогикой.

«Национальная программа по подготовке кадров» (1997 год) является стратегической основой в осуществлении государством кадровой политики, служит гарантом делу развития целостной системы подготовки на всех уровнях высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, формирования общественно-активной личности.

В республике впервые разработана, не имеющая прецедента новая модель системы подготовки кадров, которая вобрала в себя соответствующий опыт развития стран, учла собственные недостатки и проблемы в этой сфере, национальные особенности. Ее значение и специфическое своеобразие в том, что в ее структуре, в качестве основополагающих компонентов включены такие, как личность, непрерывное образование, наука, производство, государство и общество. Программа отражает новый подход к формированию модели подготовки кадров, в ней раскрываются как система в целостном виде, так и ее компоненты в отдельности, их цели, функции, направления условия, этапы реформирования – системы непрерывного образования, а также результаты, ожидаемые от реализации «Национальной программы».

Отличие новой структуры непрерывного образования в том, что в неё введено добровольно-обязательное трехлетнее обучение, предусматривающее приобретение специальности, и общего среднего образования в профессиональных колледжах, или получения углубленной подготовки в академических лицеях (после 9 класса).

В систему высшего образования введена двухуровневая подготовка специалистов: бакалавриата и магистратуры. Образовательные реформы в республике прошли уже несколько этапов:

I этап – подготовительный (1990–1991 гг.). На этом этапе решались все основные задачи:

Формирование новой философии образования, идеологических и методологических основ предстоящей образовательной реформы.

Подготовка общественного сознания и образовательного сообщества к восприятию новых идей реформы

II этап – начало реформы (1991–1997). В ходе этого этапа решались следующие задачи:

1. Слом старой тоталитарной административно-командной системы в образовании и старой образовательной политики; смена типа и характера этой политики, утверждение новых ее оснований.

2. Децентрализация и деунифитация школы, ее демократизация. Поворот школы лицом к ребенку, лицом к обществу.

3. Создание правовой базы реформирования и обновления образования (Закон «Об образовании) 1992 г.

4. Разработка «Национальной программы по подготовке кадров».

5. Динамический запуск Национальной программы по всем ее направлениям с 1997 года.

С принятием нового Закона «Об образовании» (1997 г.) и «Национальной программы подготовки кадров» (1997 г.) завершился прорывной этап образовательной реформы. Реформа входит в новую стадию – стадию ее реализации.

Новый иновационно-технологический этап образовательной реформы (реализация Национальной программы) включает в себя:

I этап (1997–2001) – период структурной перестройки и коренного обновления содержания системы в соответствии с Законом «Об образовании»;

II этап (2001–2005) – полномасштабная реализация Национальной программы с учетом накопленного опыта, развития рынка и труда и т.д.

III – этап (2005 и последующие годы) – совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта.

Анализ выступлений и работ Президента Республики И.А. Каримова, Закона «Об образовании», национальной программы по подготовке кадров, позволяет определить основные направления и проблемы педагогической науки в условиях независимости. Приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки являются:

Разработка общественных и конкретно педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

Педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования; поиск эффективных путей духовно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Сущность отметки и оценки
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и ...

Психико-педагогический эксперимент
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существ ...

Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Росси ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru