Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости

Страница 2

Более 400 одаренных подростков получают стипендию фонда М. Улугбека. С 1993 года ежегодно до 100 учащихся, прошедших тестовые испытания по линии американской организации «АКСЕЛС», направляются на учебу в США. С 1992 года победители школьной республиканской олимпиады зачисляются в вузы без тестовых испытаний. Эти примеры иллюстрируют закрепленное 41-й статьей Конституции право на образование, гарантии получения бесплатного образования.

В школах и других образовательных учреждениях идет активная «подписка» всей работы духовного и просветительского направления национальными ценностями и народной педагогикой.

«Национальная программа по подготовке кадров» (1997 год) является стратегической основой в осуществлении государством кадровой политики, служит гарантом делу развития целостной системы подготовки на всех уровнях высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, формирования общественно-активной личности.

В республике впервые разработана, не имеющая прецедента новая модель системы подготовки кадров, которая вобрала в себя соответствующий опыт развития стран, учла собственные недостатки и проблемы в этой сфере, национальные особенности. Ее значение и специфическое своеобразие в том, что в ее структуре, в качестве основополагающих компонентов включены такие, как личность, непрерывное образование, наука, производство, государство и общество. Программа отражает новый подход к формированию модели подготовки кадров, в ней раскрываются как система в целостном виде, так и ее компоненты в отдельности, их цели, функции, направления условия, этапы реформирования – системы непрерывного образования, а также результаты, ожидаемые от реализации «Национальной программы».

Отличие новой структуры непрерывного образования в том, что в неё введено добровольно-обязательное трехлетнее обучение, предусматривающее приобретение специальности, и общего среднего образования в профессиональных колледжах, или получения углубленной подготовки в академических лицеях (после 9 класса).

В систему высшего образования введена двухуровневая подготовка специалистов: бакалавриата и магистратуры. Образовательные реформы в республике прошли уже несколько этапов:

I этап – подготовительный (1990–1991 гг.). На этом этапе решались все основные задачи:

Формирование новой философии образования, идеологических и методологических основ предстоящей образовательной реформы.

Подготовка общественного сознания и образовательного сообщества к восприятию новых идей реформы

II этап – начало реформы (1991–1997). В ходе этого этапа решались следующие задачи:

1. Слом старой тоталитарной административно-командной системы в образовании и старой образовательной политики; смена типа и характера этой политики, утверждение новых ее оснований.

2. Децентрализация и деунифитация школы, ее демократизация. Поворот школы лицом к ребенку, лицом к обществу.

3. Создание правовой базы реформирования и обновления образования (Закон «Об образовании) 1992 г.

4. Разработка «Национальной программы по подготовке кадров».

5. Динамический запуск Национальной программы по всем ее направлениям с 1997 года.

С принятием нового Закона «Об образовании» (1997 г.) и «Национальной программы подготовки кадров» (1997 г.) завершился прорывной этап образовательной реформы. Реформа входит в новую стадию – стадию ее реализации.

Новый иновационно-технологический этап образовательной реформы (реализация Национальной программы) включает в себя:

I этап (1997–2001) – период структурной перестройки и коренного обновления содержания системы в соответствии с Законом «Об образовании»;

II этап (2001–2005) – полномасштабная реализация Национальной программы с учетом накопленного опыта, развития рынка и труда и т.д.

III – этап (2005 и последующие годы) – совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта.

Анализ выступлений и работ Президента Республики И.А. Каримова, Закона «Об образовании», национальной программы по подготовке кадров, позволяет определить основные направления и проблемы педагогической науки в условиях независимости. Приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки являются:

Разработка общественных и конкретно педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

Педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования; поиск эффективных путей духовно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Золотая пропорция в человеке
Пропорции человека с древних времён привлекали учёных, художников, скульпторов, биологов. Они искали закономерности пропорций человеческого тела. Существует свидетельство Плиния о том, что скульптор Поликлет написал статью о правилах пропорции человеческого тела, и вылепил по ним знаменитую статую ...

Основной источник страха у борцов и пути его преодоления
Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru