Мотивация учебной деятельности учащихся

Страница 4

p

Схема 6. Последовательные ступени развития учебной мотивации.

Интересно было бы рассмотреть возможность представления обозначенных типов мотивов в качестве последовательных ступеней развития учебной мотивации. Эта проблема является центральной при исследовании как учебной деятельности, так и личностной сферы учащегося. Здесь также имеет место своего рода интериоризация. Её специфика состоит в следующем: «внешнее» и «внутреннее» определяется по отношению не к деятелю, а к самой его деятельности. Типичным исходным пунктом этого движения является состояние, когда учащийся выполняет некую активность. Он руководствуется стремлением реализовать цель, внешнюю по отношении к основному предметному содержанию этой активности, не связанную с ней естественным образом. Конечным же пунктом является выполнение этой активности ради её «внутренней» цели. Это - достижение «смещения мотива на цель», о котором писал А.Н. Леонтьев.

Выше были выделены два различных (субъективированных) понятия мотива деятельности. Субъект деятельности учения должен не только знать о том, какие преимущества ему может обеспечить овладение желаемыми знаниями и умениями, но он должен находиться в состоянии актуальной мотивированности. Содержанием первого, мотивационного этапа, выделяемого в теории поэтапного формирования умственных действий, следовало бы считать не столько создание, сколько актуализацию связанных с этой деятельностью мотивов, которые были сформированы ранее. Создание мотивов учения включается в подготовительный компонент учебной деятельности, обеспечивающий умение учиться, тогда как их актуализация должна быть отнесена уже к области функционирования подготовленных структурных моментом или к основному компоненту учебной деятельности - учению (Т.В. Габай, 2003).

Отношение обучаемого к учению даёт первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

- отрицательное отношение,

- безразличное (или нейтральное),

- положительное - I (аморфное, нерасчленённое),

- положительное - 2 (познавательное, инициативное, осознанное),

- положительное - 3 (личностное, ответственное, действенное).

Отрицательное отношение к учению: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Безразличное отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов; способный, но ленивый учащийся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Самостоятельная работа учащегося и методика проведения текущего инструктажа
Самостоятельная работа учащихся по выполнению учебно-производственного задания и сопровождающий её текущий инструктаж мастера – основная часть урока производственного обучения. В это время учащиеся приобретают и углубляют профессиональные умения и знания. Прежде всего, учащийся должен четко и ясно ...

Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...

Содержание и технологии формирования экологической культуры родителей путем использования интернет - ресурсов
Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество. Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сф ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru