Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризуется активностью. Активность (учения, освоения содержания и др.) определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания,
- стремление к самостоятельной деятельности,
- сознательность выполнения заданий,
- систематичность обучения,
- стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения - самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные - более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.
Наибольший эффект активизации достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны:
- отстаивать свое мнение,
- принимать участи в дискуссиях и обсуждениях,
- ставить вопросы своим коллегам и преподавателям,
- рецензировать ответы своих коллег,
- оценивать ответы и письменные работы своих коллег,
- заниматься обучением отстающих,
- объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся,
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы),
- создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.
Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых (И.П. Подласый, 2000).
Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека (interest - имеет значение, важно). Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Интерес - положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.
Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах (по Л.С. Выготскому):
1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» - Л.С. Выготский (1996).
Статьи по педагогике:
Понятие и сущность метода
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что с ...
Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте "Рождество – праздник во всём мире"
Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская… Приобщение ребенка к христианской культуре, не столько социальная необходимость, с ...
Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...