М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» провела параллель между развитием мелкой моторики и развитием функций речи. Проследим за ходом развития. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости.
Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдая за детьми с патологией речевого развития, они отметили, что у таких детей недостаточная точность и ловкость в выполнении сложных движений руками, они плохо застегивают и расстегивают пуговицы, не могут завязывать шнурки и ленточки, слабо развиты графические умения.
Педагоги, логопеды и психологи заметили: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстает – отстает и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Академик А.Р. Лурия утверждал, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи заметили, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Статьи по педагогике:
Характеристика опыта
проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального
образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...
Средства диагностики эффективности применения методик преподавания
географии
Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются: опросы; блиц-опросы; тесты; письменные контрольные работы; географические кроссворды; работа с картой. Наиболее распространен метод тестирования. Тест ...
Требования к специалисту по физической культуре и спорту
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие не только на развитие физических качеств и способностей, но и на формирование общественных и личных интересов, на характер и мировоззрение людей. Спорт — особая форма общения людей, общения через состязание, соперничество, в процессе ко ...