М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» провела параллель между развитием мелкой моторики и развитием функций речи. Проследим за ходом развития. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости.
Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдая за детьми с патологией речевого развития, они отметили, что у таких детей недостаточная точность и ловкость в выполнении сложных движений руками, они плохо застегивают и расстегивают пуговицы, не могут завязывать шнурки и ленточки, слабо развиты графические умения.
Педагоги, логопеды и психологи заметили: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстает – отстает и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Академик А.Р. Лурия утверждал, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи заметили, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Статьи по педагогике:
Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...
Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные
пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путе ...