Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи

Образование и воспитание » Стили родительского воспитания детей дошкольного возраста в процессе развития личности » Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи

Страница 1

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производственных, профессиональных, политических,- семья не подвергается прямой перестройке.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

1.Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

2.Воспитательная функция–передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

3.Производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот потребуется дополнительно 40-45 млн человек;

4.Организация досуга, т.к. значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:

1. Супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;

2. Родительская функция – семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;

3. Организация быта. Известно, что семейный быт – самый комфортный быт в психологическом смысле.

Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи.

К Особенности развития современной семьи относят:

1) специфика социального уклада в городской и сельской семье. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны, это явление положительное, c другой же – такой социальный контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В большом городе такой контроль отсутствует;

2) существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители – это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже;

3) происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при появлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к представляемым благам. Неслучайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели острых ощущений;

4) идет процесс разукрепления семьи – выделение молодой брачной семьи (семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрепления семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших – своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отделенной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в дет.сады и др. Преодоление этих трудностей – предмет заботы общества;

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности и составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессе труда человек не только осуществляет воздействие на окружающую действительность, но и активно изменяет свою собственную природу. Задачи трудового воспи ...

Типы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: а). Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика). б). Взаим ...

Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru