Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня

Образование и воспитание » Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня

Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает к.д. ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах водовозовой е.н., симонович а.с., Тихеевой е.и. большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли крупская н.к., флерина е.а., и многие другие. При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Проблемами формирования речи в дошкольном возрасте занимались а.м. бородич, л.м. ворошина, в.в. гербова, л.а. горбушина, р.п. короткова, в.к. лотарев, а.п. николаичева, ф.а. сохин, е.и. лихеева, а.п. усова, а.п. федоренко, г.а. фомичева и другие. По мнению ф.а. сохина, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако не всегда ей уделяется необходимое внимание работниками этих учреждений, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

Объектом исследования является речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предметом исследования – дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовать дидактические игры, то процесс развития речевой деятельности таких детей протекает более успешно.

Цель данной работы: изучить в теории и реализовать на практике возможности использования дидактических игр для развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

2. Выявить уровень развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3. Составить комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и экспериментально проверить его эффективность.

Были намечены этапы проведения исследования:

Первый этап - была подобрана и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, определена и сформулирована проблема, цели и задачи исследования, что позволило составить план выполнения работы и частично его реализовать. Анализировался опыт работы в дошкольном учреждении.

Второй этап - провела констатирующий эксперимент, что позволило определить группу детей для экспериментальной работы. Была спланирована и проведена коррекционная работа с использованием дидактических игр в процессе занятий, индивидуальной работы с детьми, в режимных моментах, в работе с родителями.

Третий этап - обобщающий — проводилась повторная диагностика уровня развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, подводились итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования, рекомендации для родителей по использованию дидактических игр в домашних условиях.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретический метод — изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;

Эмпирические методы — прямое, косвенное и включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа с детьми, их родителями и педагогами, игра, педагогический эксперимент);

-метод диагностики;

-метод эксперимента;

-метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка терминов, списка используемой литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются проблема, противоречия, предмет и объект исследования, формулируется гипотеза, определяются цели, задачи и методы исследования.

В первой главе дается обзор данных теоретической и методической литературы по проблемам развития речевой деятельности детей дошкольного возраста, о роли речи в психическом развитии ребенка, отмечаются функции речи. Также описываются понятия ОНР в научной литературе, особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Также дается материал по работе логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.

Во второй главе приводятся методические рекомендации специалистов по организации учебно-воспитательной работы для профилактики нарушений речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, дается характеристика комплекса дидактических игр по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, анализ результатов экспериментальной работы.

В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы, оцениваются результаты экспериментальной работы, анализируется актуальность данной работы для профилактики нарушений речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, способной при необходимости дополнить теоретический курс литературы для наилучшего достижения результата при развитии речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальная практика проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 11 «ромашка» мр мелеузовский район. В эксперименте наблюдались детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня старшей логопедической группы № 4 в возрасте 5-6 лет.

речь психический дошкольный игра

Статьи по педагогике:

Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...

Создание ситуации успеха
На основе феномена "самореализующегося ожидания" в отечественной социальной психологии Виталием Артуровичем Петровским был сформулирован принцип "отраженной субъектности". Сущность данного принципа заключается в том, что информацию о психологических характеристиках интересующего ...

Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru