Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Задачами исследовательской деятельности являются диагностика речевая деятельность детей, составления комплекса дидактических игр в целях эксперимента, а также вторичная диагностика речи детей по окончании эксперимента и сравнительный анализ результатов экспериментального исследования. Наш эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 11 «ромашка» муниципального района Мелеузовский район республики Башкортостан с сентября 2009 года до апреля 2010 года.
В экспериментальной работе участвовало группа в составе 9 человек (100%) в возрасте от 5 до 6 лет, имеет следующие показатели:
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Дата рождения |
Диагноз |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Августинович андрей Бикмухаметов ансар Вагина дарья Романов костя Шагманов вадим Багаев тимур Султанов инзиль Хисамов нияз Мурашкин данил |
1.04. 03г. 28.05.04г. 14.08.03г. 3.09.03г. 17.09.03г. 22.10.04г. 24.11.04г. 15.12.03г. 23.01.04г. |
Онр-iii уровня Онр-iii уровня Онр-ш уровня. Онр-iii уровня Онр-iii уровня Онр-iii уровня Онр-iii уровня Онр-iii уровня Онр-iii уровня |
Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проходило по методике И.Д.Коненковой «обследование речи дошкольников. Методика обследования».диагностический материал использован с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями:
Принцип системного изучения;
Принцип комплексного подхода;
Принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»);
- принцип качественного анализа результатов обследования.
Технология обследования опирается на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента».
Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо:
Изучить медицинскую документацию;
Уточнить сведения о его раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;
Собрать сведения о семье, речевой среде;
- проанализировать данные психолого-педагогического обследования.
Исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком по нескольким направлениям:
Изучение коммуникативно-речевых умений;
- лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений);
Статьи по педагогике:
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть со ...
Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для
нравственно-патриотического воспитания
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, запускаются процессы становления и формирования социокультурного опыта. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знае ...
Современная образовательная система Франции: традиция и тенденции развития
Образование во Франции. За последнее десятилетие количество студентов во Франции увеличилось на 37% и составило почти 1.200.000 чел. Предполагается, что к двухтысячно десятому году их число возрастет до 2.000.000. Французские университеты являются высшими учебными заведениями, автономными прежде вс ...