Роль речи в психическом развитии ребенка

Страница 4

Существительные: обозначение знакомых, часто встречающихся предметов;

Глаголы: вначале повелительной формы (дай) и неопределенной формы;

Наречия и местоимения;

Прилагательные;

Числительные;

Служебные части речи;

Причастия-деепричастия - в школьном возрасте.

Развитие грамматического строя речи начинается на 2-м году жизни. Первое предложение - аморфное слово, затем присоединяются 2, 3, 4 слова. Предложения пока бесформенны (мама каша дать). Развитие простых и сложных предложений идет очень быстро. В этот период происходит переход от аморфных слов к морфологически расчлененным. Ребенок овладевает рядом окончаний со свойственным им значением, отделяет их от корня. Переход этот постепенный, определяется порядком усвоения частей речи. Служебные слова в предложениях пока отсутствуют, из сложных предложений употребляются бессоюзные. Постепенно с развитием речи, словаря, усваиваются части речи и их синтаксические выражения, а после этого наступает период развития морфологической системы языка.

Если рассмотреть этот период более подробно, то, согласно психолого-педагогической литературе, развитие речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желание и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и при обретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этого период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребенка ситуативная. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией.

В старшем дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь - сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Развивается связная речь.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы. Задача формирующего эксперимента: сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ; В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология ф ...

Организация соревнования учащихся
В школах пока мало используется такое средство стимулирования учебной деятельности как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово "соревнование" пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и ...

Формирование учебных навыков при работе с учебником и учебным пособием
Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках: самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом; поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя; пользование справочными материалами учебника или учебного пособия; самостоятельная работа учащихся ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru