Новое в русской лексикографии

Страница 3

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены.

Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие - их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй -семантическое направление. Оба направления решают свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединило следующие виды работы на словом: словарно-морфологическую, словарно-орфографическую, словарно-морфемную и словарно-орфографическую. Семантическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. «Последние два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т.е. собственно словарную работу в школе».

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. Это связано с тем, что «знания сохраняются в упорядоченном виде целыми тематическими группами, относящимися к различным сферам житейского опыта».

Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить с расчетом реализации целей подготовки их к жизни. Роль дидактического материала при этом не следует преувеличивать, однако, как пишет В.А. Звегинцев, «язык может оказывать и действительно оказывает воздействие на поведение человека, используя имеющиеся в его распоряжении каналы» в связи с тем, что «мышление человека преимущественно протекает в языковых формах». Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей. Коммуникальный акт осуществляется «всегда в общественной среде» и «требует обязательного согласования с широким кругом общественных установлений и «знаний», и всегда целеориентирован».

При определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в У-1Х классах через обращение к словарям необходимо исходить из «социального заказа» общества о воспитании подрастающего поколения, обладающего «всесторонне развитыми способностями». В соответствии с этим положением первым принципом отбора тематических групп слов является социально-коммуникативный.

Межпредметный материал - богатый источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно-коммуникативный принцип отбора тематических групп слов для работы по обогащению словарного запаса школьников.

«В соответствии с указанными принципами актуальными оказываются следующие тематические (идеографические) группы слов: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества), лексика права, труда».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Проведение мероприятий по формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращени ...

Категориальный анализ понятий «развитие», «мелкая моторика», графический навык», «речь»
Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям. Поясним понятие «развитие». Данное слово встречается во многих научных исследованиях. Им пользуются и психологи, когда говорят о становлении психических процессах, о формировании как ...

Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru